Современный детский сад – это дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), посещая которое дети осваивают принятые в обществе нормы и правила поведения, овладевают социальными навыками и разнообразными знаниями об окружающем мире, готовятся к поступлению в школу. Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменения взгляда на личность человека. В системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку и его семье – психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 такая помощь осуществляется в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Без сопровождения в настоящее время трудно решать задачи образования, обеспечить личностноориентированное обучение и воспитание, сохранить психическое здоровье детей.
Что же такое психологическая служба ДОУ? Это дружная команда единомышленников (педагог-психолог, воспитатели, специалисты), которые осуществляют психологическое сопровождение детей в период адаптации, в течение года изучают отношения в детском коллективе, совместно планируют работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
ЧТО ДЕЛАЕТ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ?
Всем хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада. Нужен ли в этом перечне еще и педагог-психолог? Чем педагог-психолог отличается от других специалистов? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей.
Хотелось бы развеять распространенный «миф» о педагогах-психологах в дошкольном учреждении. Большинство полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает педагог-психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Это ошибка. Педагог - психолог работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями. Итак, давайте знакомиться.
Наш педагог-психолог
Образование - высшее по специальности «Специальная психология», квалификация – «Специальный психолог», профессиональная переподготовка по специальности «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)», 2014 г., НОУ ДПО «БИППиПК». Общий стаж работы – 9 лет, стаж работы по специальности – 6 лет.
Цель работы педагога - психолога - сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку в подготовке к школе.
Консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам педагог-психолог, и по «запросу родителей». Первые - педагог-психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением.
Диагностика. В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне выявляются проблемы, то педагог-психолог совместно с воспитателем и родителями старается их решить. Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования. Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится коррекционная работа. Позже в подготовительных к школе группах проводится отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то педагог-психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Коррекционная работа. Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые) тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции (речь, внимание, память и др.) нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно получив согласие родителей (законных представителей).
Развивающая работа. В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. И конечно, так же проводится индивидуальная работа.
Не нужно пугаться, если педагог - психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.
Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:
- адаптация ребенка к детскому саду;
- уровень развития психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые);
- эмоциональное состояние малыша;
- его самооценка;
- положение, которое он занимает в группе среди сверстников ;
- отношение ребенка к воспитателям;
- уровень его тревожности или агрессии…
Если у вас появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог - психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежелательных проявлений в поведении вашего ребенка. Педагог-психолог так же поможет подобрать литературу о развитии детей, об играх и пособиях для дошкольников.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами соблюдались интересы ребенка. Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.