Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65» г. Балаково Саратовской области
Творческий проект старшей группы № 7
Здравствуй, осень!
Дмитриева Анна Игоревна, воспитатель высшей квалификационной категории,
Макарова Елена Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории,
Гумерова Фарида Ринатовна, учитель – логопед, высшей квалификационной категории
Клюева Наталья Александровна, музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории.
2019 г.
Проект «Здравствуй, осень!».
Тип проекта: творческий.
Сроки проведения: краткосрочный (14.10.2019 г. - 18.10.2019 г.).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы № 7, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 4-5 лет.
Формат проекта: групповой.
Проблема. Дети имеют недостаточное представление об удивительном времени года осень, явлениях природы происходящих осенью, о взаимодействии с природой, о правильном отношении к окружающему миру.
Актуальность. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.
Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Цель. Воспитание у детей экологической культуры, стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
Задачи. 1. Обобщать и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
2. Развивать память, умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок, умение делать выводы.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат. У детей и родителей повысится познавательный интерес к прекрасному времени года – осень. Сформируются представления об осени, её признаках.
Донести до сознания детей и родителей, что необходимо бережно относиться к природе, осознавая, что растения и животные – это живые организмы.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- элементарный бытовой труд
- изобразительная
- музыкальная
- двигательная
- восприятие художественной и научной литературы, фольклора.
I этап - подготовительный.
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- подбор методического и художественного материала, оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта.
II этап - основной.
Проектная деятельность
|
Ответственные
|
Сроки
реализации
|
1. Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
|
Воспитатели, , родители, учитель-логопед.
|
15.10.2018 г. - 19.10.2018 г.
|
2. Целевые прогулки. «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени».
|
Воспитатели, , родители.
|
15.10.2018 г. - 19.10.2018 г.
|
3. Наблюдения:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём),
- за красотой и богатством осенних красок,
- за цветником,
- за перелетными птицами,
- за насекомыми,
- за деревьями, растущими на территории детского сада.
|
Воспитатели, , родители.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
4. Беседы. «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Приметы осени», «В гости к осени», «Осенние хлопоты человека осенью»
5. Беседа по ОБЖ. «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?», «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров».
|
Воспитатели, , родители, учитель-логопед.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
6. Творческое рассказывание детей. «Мы гуляли на участке»,
|
Воспитатели, , учитель-логопед.
|
15.10.2018 г. - 19.10.2018 г.
|
7. Ситуативные беседы.
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»,
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»,
«Почему я люблю (не люблю) осень?».
|
Воспитатели, , учитель-логопед.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
8. Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок об осени.
|
Воспитатели, , родители, учитель-логопед.
|
15.10.2018 г. - 19.10.2018 г.
|
9. Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,
- А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»,
- А. Плещеев «Скучная картина»,
- К. Бальмонт «Осень»,
- Н. Сладков «Осень на пороге»,
- Е. Благинина «Улетают, улетели»,
Л.Толстой «Дуб и орешник»,
- К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».
|
Воспитатели, , родители, учитель-логопед.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
10. Словесные игры: «Опиши словами осень!»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник».
11. Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».
12. Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки».
13. Настольно – печатные игры: «Времена года», «Кто, где живёт?»
14. Музыкальная игра с пением.
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина.
Музыкально – дидактическая игра «Узнай песенку».
15. Подвижные игры. «Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 5 названий!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди».
|
Воспитатели, , родители, учитель-логопед.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
16. Трудовая деятельность. Сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою.
|
Воспитатели, , родители.
|
15.10.2018г. - 19.10.2018 г.
|
- 17. НОД. 1. ФЦКМ «Осень. Сезонные изменения в природе».
2. Развитие речи - Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень».
3. Развитие речи (художественная литература) – заучивание стихотворения А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
4. Рисование «Золотая осень».
5. Аппликация «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали».
6. Лепка «Лукошко с грибами», «Белочка».
7. Познавательное развитие (познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность) - «Ваза для осеннего букета».
|
Воспитатели, , учитель-логопед.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
18. Самостоятельная художественная деятельность.
Рисование «Чем нам осень нравится», «Наш участок осенью», «Как звери готовятся к зиме».
|
Воспитатели, , родители.
|
15.10.2018 г. - 19.10.2018 г.
|
19. Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень».
Пение. «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой, «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой, «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой.
Самостоятельная музыкальная деятельность. «Сочини песню об осени», «Сыграй песенку дождя»
|
Воспитатели, , родители, музыкальный руководитель.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
20. Игры – соревнования «Кто быстрее обежит лужи».
21. Физкультминутки. «Клён»
- Ветер тихо клён качает. Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон, зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
«Грибы».
Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
22. Пальчиковая гимнастика.
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами).
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы).
Полетели, закружились (вращение кистями рук),
И на землю опустились (кладут пальцы на стол).
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил,
Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд -
назад).
Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу).
|
Воспитатели, д, родители.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
23. Досуг. «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки), «Заглянула Осень в сад» (выразительное чтение стихотворений об осени).
|
Воспитатели, , родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
|
15.10.2018 г. - 19.10.2018 г.
|
24. Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
Папка - передвижка «Осенние фантазии» (рекомендации для родителей – рисование осеннего пейзажа).
|
Воспитатели, учитель-логопед.
|
15.10.2018 г.
-
19.10.2018 г.
|
III этап – заключительный.
Вывод. Проект «Здравствуй, осень!» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. В процессе работы над данным проектом дети получили представления об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях, появилось стремление оберегать и сохранять природный мир. Дети научились делать выводы.
Итог. 1. Конкурс детских рисунков «Осенние фантазии».
2. Праздник Осени.
Список литературы:
«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б. Фесюкова 2008г
«Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова 2005г.
«Занятия по рисованию с дошкольниками; Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: Т.Ц. Сфера 2009г.
|