Консультация для родителей
"Центр патриотического воспитания в детском саду"
подготовил воспитатель средней группы № 1
Клюева Татьяна Александровна
Для нашей страны, с ее непростой историей, вопрос патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является главнейшей государственной задачей. Воспитание не просто высоконравственного гражданина, а гражданина – патриота своей Родины, является приоритетной государственной задачей в воспитании подрастающего поколения. Недаром этот вопрос поднимается на высшем государственном уровне.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Патриотические центры в детском саду помогают зародить и развивать у дошкольников чувство патриотизма. Целью их создания является воспитание любви к нашей общей Родине – России, обучение детей бережному отношению к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.
Основные задачи центра патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства, как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
- развитие чувств гордости за свою страну.
Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке чувство патриотизма, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации центра патриотического воспитания дошкольников:
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание центра на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а так же убирать ненужные).
4. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические центры в детском саду:
1. Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.
2. Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
3. Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.
4. Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.
Критерии оценки патриотических уголков:
1. Взаимодействие с семьей.
2. Эстетичность оформления.
3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
4. Соответствие материала возрасту детей.
5. Творческий подход педагога в оформлении уголка.
Правильно оформленные патриотические центры в детском саду позволяют привлечь внимание детей к изучению своей страны, дают возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?» и т.д.
Патриотический уголок должен быть не только правильно оформлен, но и название его должно быть звучным, привлекательным для детей и в то же время отражать суть этой части оформления. Например, можно использовать такие названия:
- Уголок России.
- Мы живем в России.
- Наша Родина-Россия.
- Любимый край.
- Люби и знай свой край.
В нашем детском саду в средней группе работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, его знаменитыми достопримечательностями, архитектурой. Представлен материал об истории возникновения города.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, народного декоративно - прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.
5. Элементы государственной символики – флаг, герб.
6. Элементы областной символики – флаг, герб.
7. Элементы муниципальной символики - флаг, герб промышленных предприятий.
8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор иллюстраций, тематические папки.
Таким образом, оформляя центр патриотического воспитания в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Важно предусмотреть принципы: многофункциональности, эстетичности, безопасности и доступности, предлагаемого материала в центре патриотического воспитания. В целях реализации индивидуальных интересов развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора.
|