Консультация для родителей
«Где бережливость – там богатство»
подготовила воспитатель младшей группы № 11
Позднякова Лариса Ивановна
«Бережливость - это деловое качество маленького человека»
Вильгельм Швёбель
С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло. А надо ли экономить свет, воду? То, чего у нас на первый взгляд достаточно?
Проблема разумного использования энергии и воды является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение и водосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете, каждый из нас является её частью, мы здесь живем, и будут жить наши потомки!
Бережное отношение к окружающему миру, к воде, теплу и свету, закладываются в раннем детстве, именно в дошкольном возрасте активно развиваются психические процессы, усваиваются правила поведения, формируются привычки. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования. Но как объяснить ребенку, что надо экономить ресурсы и бережно относиться к ним?
Достичь этого можно с помощью маленьких конкретных действий.
1. Обращайте внимание детей на то, что кран нужно закрывать плотно, свет выключать. Дети иногда могут отвлечься и не закрыть воду - попросите их всегда проверять, насколько плотно они закрыли кран (даже если из крана будут капать лишь несколько капель, это уже приведет к бессмысленной трате воды). Также напоминайте детям о том, чтобы они закрывали кран, пока чистят зубы, намыливают руки.
Объясняйте детям, что надо вовремя выключать свет (утром, когда стало светло, или вышел из комнаты), выключать из розетки электроприборы (утюг, стиральную машину, телефон), чтобы не тратить зря электроэнергию.
2. Назначить ребенка детективом. Не забывайте о мотивации через игру: если ребенок станет вашим детективом, он должен будет помогать вам, следить за исправностью сантехники: где-то начинает подтекать кран или туалетный смыв пришел в неисправность? «Детектив» должен будет следить за не выключенными (моргающими) лампочками. Пусть ребенок расскажет вам об этом первым и получит какой-нибудь приз!
А вы знаете, что из неплотно закрытого крана за 1 минуту вытекает 12 капель воды, неисправный кран за сутки может «накапать» от 30 до 300 литров воды, а всего за один час подтекания туалетного бачка можно потерять 40 литров воды.
Одна лампочка в 75 ватт, горящая 2 часа в сутки, потребляет в неделю около 1 киловатт-часа. Одного киловатт-часа достаточно, чтобы:
· испечь 38 кг хлеба;
· сшить 2 пары обуви;
· произвести 14 кг сыра, 9 кг цемента.
· вывести в инкубаторе 30 цыплят.
3. Приучите детей принимать душ вместо длительных купаний в ванной. Дети очень любят воду и могут купаться часами. Но наша задача постепенно приучать их к тому, что мыться можно в душе, так мы экономим воду и электроэнергию.
4. Надо объяснять детям, что не обязательно стирать одежду каждый день, надо аккуратно относиться к своим вещам, не пачкаться. Так мы тоже экономим воду и свет (при неполной загрузке стиральной машины расходуется больше воды и электроэнергии).
5. Заведите каждому ребенку свою постоянную чашку или свой стаканчик определенного цвета. Казалось бы, мелочь, но именно это позволит вам избежать попадания в раковину двадцати разных стаканчиков, из которых дети пили в течение дня по три глотка.
6. Анализируйте с детьми показатели счетчика. Некоторым родителям кажется, что снимать и оценивать показатели счетчика - это дело взрослых. Но с теми детьми, которые уже научились считать и разобрались с числительными, вполне можно обсуждать, какое количество воды и света в квартире было потрачено за какой месяц.
7. Подавайте собственный пример бережного отношения к ресурсам. Никакие увещевания не подействуют на детей, если не подкреплять их личным примером: если вы сами не закручиваете кран, пока чистите зубы, детям будет трудно обрести такую полезную привычку.
8. Играйте с детьми, обыгрывайте различные ситуации. Играя, дети приобретают навыки разумного потребления природных богатств, экономии электроэнергии, воды, тепла; формируют свои деловые качества. Детям очень нравится работать с проблемными ситуациями такими, как «Где живет электричество дома?», «Как сберечь тепло?».
9. Энергосберегалочки учат детей бережливости. Чтобы привлечь внимание детей к проблеме бережного отношения и экономии природных ресурсов используются знаки - напоминания. Ребёнок ежедневно старается следить за тем, чтобы был вовремя погашен свет, чтобы зря не текла вода из крана, а в холодную погоду были плотно закрыты окна для сохранения тепла.
10. Гуляйте с детьми у рек, озер и прудов. Так дети видят, что вода бывает не только в ванной. Они сами начинают осознавать, как важно, чтобы водоемы оставались чистыми: купаться в грязи рядом с мусором мало кому понравится, да и играть на пляже, где куча пластика - то еще удовольствие. Обязательно берите с собой пакет для мусора, если соберетесь устроить пикник у воды и собрать на берегу чужой мусор, чтобы он не попал в водоем, также убирайте и за собой.
Детям необходимо объяснить, что от каждого человека, в том числе и от каждого из них, зависит состояние окружающей среды. Необходимо выстроить систему воспитания бережливых и экономных детей, увлекая их в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии.
Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры бережливости и энергосбережения и потребления принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.
Народная мудрость гласит:
Чтобы быть богатым, надо уметь экономить. Где бережливость – там богатство.
|