Консультация для родителей
"Игры для развития речи и мышления дошкольников"
подготовила воспитатель старшей
группы №12
Алексеева Ольга Владимировна
Общение
ребенка с родителями очень важно для дошкольников! Это и обмен эмоциями, и
содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой и папой – радостный
и комфортный способ познать мир, получить одобрение от самых близких ему людей.
Период
детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя
мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Поэтому начнем с самого
начала, с самого простого. Знания о мире формируются постепенно, благодаря
вовлечению ребёнка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка (и себя) к тому,
чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые
упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать
ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной
жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупиться!
Прежде
всего, обратите внимание на изучение предметов и их качеств. Большой интерес у
детей вызывают тематические мини-занятия: «Мебель», «Одежда», «Транспорт»,
«Посуда» и т.д., а также игры: «Оденем
куклу на прогулку», «Повар готовит обед», «Уберем квартиру к празднику» и т.д. Вы
очень скоро заметите, что благодаря такому содержательному и умному общению,
развитие ребенка будет происходить быстрее: он начнет свободно ориентироваться
в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его
действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.
Быстро
будет расширяться его словарный запас. Красочность речи придаёт использование в
ней прилагательных. Замечено, что если для ребенка создавать специальные
речевые ситуации, то овладение прилагательными, а значит, и красотой,
выразительностью речи происходит заметно быстрее и, главное, интереснее. Как вы
знаете, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем
существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут речевые ситуации по
описанию предметов («Какая собачка?», «Какой автобус?») или самостоятельному
придумыванию загадок о предметах (фруктах, овощах). Например: «Оранжевая,
хрустящая, сладкая, сочная. Что это?» (Морковка). Ваша цель – заинтересовать
ребенка говорить содержательно, образно, используя как можно больше
разнообразных слов.
Прогулки
в парках, поездки на дачу, за город тоже можно использовать для речевых игр и
бесед с ребенком. Побуждайте ребенка максимально точно называть цвета листьев,
пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните
окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится, что они
отличаются друг от друга. Он начнет различать и употреблять в речи:
«светло-зеленый», «темно-зеленый», «салатный», «болотный», «желто-зеленый».
Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе,
вглядывайтесь и тогда вы заметите, как начнет меняться внимание,
сосредоточенность, мышление вашего ребенка.
Следующий
вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы
дети поняли, что говорить необходимо не только быстро, но и чисто, ясно для
окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит»,
«На горе трава, на траве дрова» - очень нравится детям такое упражнение.
Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло,
вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, громко, тихо и т.п.):
«Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи)
виноград»; «Скорее домой!». Играйте со своим малышом, подарите ему радость общения с вами, наполните совместное времяпрепровождение интересным и развивающим содержанием!
|