Консультация для родителей
«Юмор в воспитании»
подготовили воспитатели средней группы № 1
Скрипченко Валентина Геннадьевна,
Овчинникова Валентина Петровна
Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Но присмотритесь к детям, играющим самостоятельно. Их лица напряжены, серьезны, не видно улыбок. Да и неудивительно. Ведь в игре дети подражают взрослым. А какими они видит нас? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми очень важными делами. Многие исследователи утверждают, что чувство юмора в серьезной жизненной ситуации является признаком душевного здоровья. В своей книге «Смех – дело серьезное» философ Джон Моррил объясняет это так: человек, обладающий чувством юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не чувствует себя спокойнее, просто он более гибко подходит к разрешению. Даже если в его жизни ничего не происходит, воображение и свежесть мыслей не позволяют ему катиться по одной колее, оберегая тем самым от скуки и депрессии.
Человек с юмором – это, как правило, добрый человек, находчивый и покладистый. С ним легко и комфортно окружающим. Развивать чувство юмора с детства – это подготовка ребенка к жизни. Детский писатель К.И. Чуковский сказал: «Воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
При воспитании маленьких детей юмор играет большую роль. Во-первых, юмор часто помогает достойно выходить из сложнейших и глупейших ситуаций. Во-вторых, у детей формируется чувство юмора: подражая взрослым, они тоже начинают шутить. В-третьих, юмор способствует разрядке напряжения во время стрессов и помогает с наименьшими потерями выйти из них. Рассмотрим некоторые приемы обращения с детьми, в которых используется юмор и смех.
Использование сказочных персонажей
Малышу интереснее если его «обслуживают» его любимые персонажи – Братец Кролик или Степашка, например, когда он надевает куртку или сапожки, ведь это одевание дается ему с трудом. Ему интересно попрыгать вместе с тигром, повторяя: «Я тигр, я тигр». Например, перед прогулкой вы объявляете, что пойдете искать клад: «А поскольку сегодня погода холодная, нужно одеваться как кладоискатели - тепло». Используйте персонажи любимых сказок или книг, и малышу легче будет справляться с неприятными обязанностями по одеванию, уборке и т.д.
Подурачьтесь вместе с малышом
Если вдруг малыш не захочет надевать куртку (рукавички или шапку), то можно сделать вид, что вы надеваете сами или на кошку (собаку) и затем уходите гулять. Если у вас получится, и малыш поверит, он закричит: «Моя куртка!» - и начнет одеваться сам.
Повод подурачиться всегда можно найти, это самая интересная и самая важная составляющая детско-взрослого юмора. Чтобы найти причину и возможность подурачиться, надо только стать чуть-чуть мудрее и «помолодеть» годков на двадцать.
Молодым родителям не стоит упускать время для шутливых игр, потому что вряд ли можно найти лучший способ для такого сильного сближения и эмоционального контакта с ребенком.
Случайная забывчивость, ошибка родителей
Ничто так не забавляет малыша, как случайная забывчивость или случайная ошибка родителей. Например, отец перед сном начинает готовить кефир для ребенка. Когда он его налил и принес ребенку, вдруг вспоминает: «Кефир, а я забыл выпить свой кефир, это мой кефир, сейчас я его выпью». И все это происходит на глазах у ребенка. Ребенок со смехом кричит: «Папа, это же мой кефир, не пей!» Отец: «Хм, кефир, и правда твой, а я и забыл, что готовил его для тебя».
Смешные, забавные стишки, присказки
Родителям для начала нужно потренироваться, а потом все будет выходить само собой. Например, говорите первое пришедшее слово в голову «бегемот» и начинайте приговаривать: «Бегемот надевает туфли, уф, до чего же ножки бегемота… ножки бегемота…» При словах «ножки бегемота», если это происходит, например, при надевании обуви, вы берете ножку ребенка и смело надевайте туфли.
Всем известна присказка «По щучьему велению, по моему хотению..» или стихотворения С. Капутикян («Маша обедает», «Май», «Моя бабушка»). Все стихотворения дети очень любят, и часто их можно использовать как смешные прибаутки…
Необычный голос, интонация, походка и движения
Иногда бывает достаточно просто скорчить смешную рожицу (надуть щеки, потянуть себя за уши, опустить нижнюю губу), чтобы развеселить малыша, отвлечь его, пока он не забудет, что собирался совершить. Можно изменить свой голос, сделать его скрипучим, низким, высоким, похожим на голос какого-нибудь зверя или персонажа сказки или кино. Можно также издавать звуки, подражая зверям и птицам, различным машинам. Таким образом, вы застанете ребенка врасплох и сможете взять ситуацию под свой контроль. Можно изменить походку, повторить движения марионеточных кукол или медведя, что заставит малыша отвлечься от его действий.
Ирония
Ирония – это способ ухода от прямого назначения события или явления. Уметь смотреть на жизнь с иронией – прекрасное качество. При работе с детьми может быть полезен метод Гарри Поттера, когда с помощью волшебной палочки к объекту страха добавлялись детали, которые делают его смешным. Помните, как у паука появлялись ролики, а страшный учитель появился в женском платье? Смех – вот что позволяло герою избавляться от страха.
Иронизировать, значит, уметь делать ситуацию смешной. И здесь фантазии нет предела.
Шутка, анекдот – смешная история, которая вызывает положительные эмоции.
Если человек не имеет чувства юмора, то это не его вина, а воспитание. А если дело в воспитании, то давайте им займемся.
Создавайте шутливое настроение, иногда дурачьтесь с ребенком.
Читайте веселые книги и смотрите старые мультфильмы, где есть остроумные диалоги и смешные ситуации.
|