Консультацию для родителей "Развитие мелкой моторики рук ребенка"
подготовила воспитатель старшей группы №14
Гридина Оксана Юрьевна Мелкая моторика — это
способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук
и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и
костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение и напрямую
определяет качество жизни ребенка. Учёные доказали тесную связь развития мелкой
моторики с развитием речи детей.
Родители, которые уделяют должное внимание
упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и
координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное,
психическое развитие и на развитие речи
ребенка. Дошкольников готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения.
Рекомендуемые
занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:
1. Рисование кистью, карандашами,
пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.
2. Лепка из глины и пластилина,
теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена
тонуса мускулатуры рук. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег –
лепка снежков, снеговиков.
3. Изготовление поделок из бумаги.
Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и
надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют
формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
4. Изготавливайте вместе с
ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других
доступных материалов. Создавайте вместе с
ребенком поделки и из бросового материала.
5. Конструирование - В
конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и
пространственное воображение.
6. Застёгивание и расстёгивание
пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на
верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков.
7. Хорошо формирует мелкую
моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и
выкладывание фигур, создание картин с
помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян
тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.
8. Плетение косичек из ниток,
венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также
находится на кончиках пальцев.
9. Все виды ручного творчества: для девочек –
вязание, вышивание и т.д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное
выпиливание и т.д. Рукоделие играет важную роль в развитии мелкой моторики:
вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности,
внимательности, настойчивости.
10. Организуйте игры с песком в
летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими
камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение.
Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.
11. Переборка круп. Насыпьте в
небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка
перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.
12. Игры в мяч, с кубиками,
мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки,
подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой
развитие интеллекта.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно.
Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны
приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Уважаемые
родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете
сами!
Список
использованной литературы:
- Позднякова, Я.Ю. Игры и
упражнения для развития речи и мелкой моторики : для детей 4-6 лет. Пособие для
детей, родителей и воспитателей. - СПб.:
Литера, 2004
- Стефанова Н.Л. Комплексные
занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи – 2012
|