Консультация для родителей
«Музыка в жизни дошкольников с ОВЗ»
подготовил музыкальный руководитель
Гродскова Екатерина Александровна
«Музыка-универсальный язык человечества»
Генри Лонгфелло.
Древнегреческий учёный Аристотель подчёркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, снимающей тяжёлые душевные переживания.
Когда музыка гармонична, красива, спокойна, среди людей царит согласие. Гармоничная, наполненная чувствами музыка – это ценнейшее средство абилитации (развитие способности к чему-либо) детей, имеющих тяжёлые и множественные нарушения в развитии речи.
Особые потребности каждого ребёнка в группе предполагают определённый стиль работы с ними - командную работу педагогов.
Соответственно особенностям развития детей пересматриваются целевые ориентиры: необходимо продумывать индивидуально не только для каждой группы, но и для каждого ребёнка в отдельности. (Пример: если для одного малыша победой будет научиться улыбаться, для другого - не плакать, слушая музыку, прочувствовать и начать правильно её воспринимать, то для третьего - научиться держать музыкальный инструмент и пытаться играть вместе с музыкой).
Целевые ориентиры в музыкальной абилитации для дошкольников с ОВЗ:
1. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания песен и музыкальных пьес в исполнении педагога.
2. Развитие невербальной коммуникации.
3. Развитие элементарных музыкально слуховых представлений.
4. Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкальных показов.
Методы и приёмы:
1. Упражнения с музыкальным сопровождением для развития крупной и мелкой моторики.
2. Коммуникативные игры.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Логоритмические игры.
5. Музыкальные игры- потешки.
6. Музыкальные игры с предметами.
7. Игры-массаж.
8. Игры с подражательными имитационными движениями с музыкальным сопровождением.
9. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками.
Пример организации музыкально развивающей среды на занятии с группой детей с ОВЗ: «Круг».
Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Поэтому же подобию, устроено занятие «Круг»: игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится. С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку.
Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.
В любой игре, которую мы предлагаем детям, можно выделить несколько составляющих, благодаря которым они привлекают детей, стимулируют их к собственной активности.
Можно, например:
1. Вместе рассматривать интересную игрушку.
2. Передавать по кругу звучащую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря» и т. д.
3. Можно играть с солнечным зайчиком, фонариком.
4. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, поющий потешку, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения. Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг» выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Взрослые рассказывают и поют песенки-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.
|