Консультация для родителей
«Прогулки и экскурсии летом»
подготовила воспитатель старшей группы № 10
Позднякова Лариса Ивановна
Летом открываются большие возможности для ознакомления детей с природой. Яркая зелень, голубое небо, блеск воды радуют детей. С интересом они готовы слушать пение птиц, наблюдать за насекомыми, растениями.
Ежедневно во время прогулок с детьми необходимо отмечать состояние погоды, сравнивать и делать выводы о том, какая погода бывает летом. Обогащать и закреплять «погодный» словарь. Стремиться к тому, чтобы дети точно описывали погоду, активно использовали в своей речи эпитеты, образные выражения.
Летний словарь: жарко - жара - жаркий день - жарко печет солнце. Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называют грибным? Летнее небо: какого оно цвета? Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей аналоги в мире животных или растений. Поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи.
Задаться с детьми вопросом: а почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно? Этот вопрос будет перекликаться с наблюдениями за продолжительностью дня летом. Почему летом так поздно темнеет? Детям можно объяснить, что жаркая погода, долгий день летом связаны с тем, что наша планета получает больше солнечного света и тепла.
Вспомнить с детьми, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк можно прекрасно рассмотреть отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить названия растений, условия, необходимые для роста растений - это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.
Много интересного можно показать детям на участке детского сада, возле забора, на газонах. Сорные травы лебеда, тысячелистник, спорыш – всё это интересные объекты для наблюдений. Дети узнают, что эти травы цветут. В конце лета собрать с детьми с этих трав семена для подкормки птиц зимой.
Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы, какого они цвета, формы. Сравнивая цветы, замечают их характерные особенности (строение, величина).
В течение лета познакомить детей с лекарственными растениями тысячелистником, подорожником, календулой, пижмой и рассказать об их полезных свойствах.
Летом обратить с детьми внимание на смену цветочного покрова. В начале лета преобладает больше жёлтых красок (например - одуванчики). В середине – белых (одуванчики, ромашки, тысячелистник), голубых (цикорий, колокольчики). В конце лета – красных, лиловых, оранжевых (астры, календула, бархатцы).
Закрепляя знания о цветах провести с детьми дидактические игры «Найди цветок», «Угадай цветок по описанию», «Цветочный магазин», «Расскажи про цветок».
Собирая с детьми цветы, составляя красивые букеты, дети сравнивают цветы, замечают их характерные особенности.
Гуляя в лесочке, найти знакомые деревья: дуб, берёза, рябина, клён, ясень, сравнить по листьям, окраске коры. Закрепить полученные знания помогают игры «Узнай дерево по листу», «1,2,3 к … беги», «Детки с ветки», «Угадай по описанию».Рассказать детям, что берёза очень полезна. Из древесины делают фанеру, мебель, из почек изготавливают лекарство, а из листьев жёлтую и зелёную краски. Берёзовые почки любят птицы.
Гуляя с детьми возле цветущих лип, привлечь внимание, что много насекомых вьётся вокруг цветов липы. Дети узнают, что липа не только красивое дерево, но и хороший медонос, а цветы используют в лекарственных целях.
Деревья сравнить с сосной и отметить различие (хвоя – листья), и сходство (ствол, ветки). Чтобы дети хорошо запомнили полученные знания, использовать во время наблюдений стихи «Про деревья» И.Токмаковой, загадки.
Много нового и интересного узнают дети за пределами участка! Проведение экскурсии требует тщательной подготовки, которая начинается задолго до экскурсии. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы знать, что показать детям, какие вопросы у них могут возникнуть, как расставить детей, где расположиться для отдыха.
Перед походом с детьми рассмотреть дидактический материал «Береги живое». Детей познакомить с правилами поведения в лесу, на лугу. По дороге обратить внимание детей, какие деревья растут вдоль дороги (берёзы, рябины, каштаны, клёны), полюбоваться красотой деревьев. Придя на полянку с детьми, несколько минут осмотреться, поговорить об осторожном поведении, тихом разговоре, бережном обращении с растениями.
У леса музыка своя…
Её послушайте, друзья!
Как много звуков тут и там,
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать.
С берега понаблюдать за водой. На берегу обратить внимание на иву, растущую на берегу, травянистые растения - рогоз, камыш, все эти растения любят воду, поэтому и растут в соседстве с рекой.
На полянке обратить внимание на цветущие растения подорожник, цикорий, тысячелистник, деревья - дуб, клён, рябина, назвать их.
Интересен и привлекателен мир насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа – мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Бабочка цветная над тобой порхает,
Стрекоза резвится, пляшет, веселится…
Лету все так рады! Их ловить не надо!
Пусть себе летают, землю украшают.
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые летают. Понаблюдать с детьми за божьей коровкой, как она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу.
Рассмотреть бабочку, как она порхает, складывает крылышки, садится на цветок, сосет нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, и бабочка после этого не сможет летать.
Детей привлекает полет стрекоз. Рассказать детям, что эти красивые стрекозы с подвижным тонким брюшком и сетчатыми крыльями приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых.
Понаблюдать, как пчёлы обследуют цветы, забираясь глубоко внутрь за нектаром.
Цветы украшают луга и леса!
Но это не только природы краса
В них пчёлы находят целительный дар.
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Рассмотреть муравейник, маленькие дырочки – это ходы. Муравьи дружные ребята, они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Рассказать детям, какую пользу они приносят, что могут предсказывать погоду. Муравьи никого не обижают, их никто не трогает. И мы не станем им мешать – пусть трудятся!
Обратить внимание детей, как насекомые спасаются от врагов. Зелёного кузнечика непросто разглядеть в зелёной траве, а жёлтую бабочку отличить от жёлтого цветка, на котором она сидит.
Много впечатлений получают дети от наблюдения за птицами. Летом их трудно заметить среди листвы и ярких цветов, но слышны их голоса. Послушать пение птиц, кукование кукушки. Отметить их поведение: что птицы делают возле гнёзд, что носят в клювах, как кормят птенчиков.
Важно воспитывать заботливое отношение к птицам. Наблюдения за повадками различных птиц дает много пытливому уму ребенка. Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.
После наблюдений поиграть с детьми в игры: весёлые эстафеты с мячами, скакалками, «Собери рюкзак в поход», «Оказание первой помощи». Устроить с детьми «завтрак на траве», дети с удовольствием пьют сок, перекусывают печеньем.
Гуляя в парке, дети с интересом находят «дары природы» - шишки, жёлуди, веточки, сучки, кору деревьев, камешки, мох, лишайники. Вместе с детьми рассмотреть находки, отобрать всё самое интересное для уголка природы.
Собираясь, домой, убрать с детьми за собой мусор, не забыть взять интересные находки. Мы в поход пришли, ребята.
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться.
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Не поленимся, друзья!
Оставлять его нельзя!
Вечером создать с детьми альбом «Прогулка в парк», дети в рисунках отражают свои впечатления от экскурсии.
Интересно с детьми составлять небольшие гербарии цветов, листьев, трав, всё это помогает закрепить и уточнить знания детей. Гербарии могут быть – «Цветы нашего цветника», «Лекарственные растения», «Сорные травы», «Луговые цветы», «Деревья и кустарники».
Знания, полученные на прогулках, экскурсиях хорошо отражать в рисунках, лепке, аппликации, использовать дидактические и подвижные игры, беседы, рассказы из личного опыта, что увидели на прогулке. Хорошо помогает закреплению знаний чтение художественной литературы, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы.
|