Консультация для родителей
"Расскажи стихи руками"
подготовила учитель-логопед
Гумерова Фарида Ринатовна
Декламация стихов - один из надежных и проверенных методов развития речи. Но порой приобщение к поэзии превращается для малыша в пытку: мама, раз за разом читает строчку, а слова вновь и вновь встают не в том порядке.
Все в наших руках: главное - найти тот огонек, который разожжет детский интерес к запоминанию рифм.
Царство памяти
Автор книги «После трех уже поздно» писал: «Стихи для запоминания воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их запомнить». Вопрос запоминания находится в компетенции памяти.
Мы автоматически запоминаем интересное, захватывающее, важное для нас. Чем интереснее будет организован процесс разучивания, тем прочнее и быстрее будет усваиваться любой материал.
Память бывает зрительная, слуховая, двигательная. Именно, исходя из того, к какому типу относится память вашего ребенка, следует выбирать методику для более быстрого и простого заучивания стихов.
Начинаем!
Браться за дело надо тогда, когда ваш карапуз еще лежит в коляске, то есть с рождения. Поете ли вы песенки, рассказываете ли милые стишки про зайчиков и медвежат, память уже воспринимает методику происходящего и готовится к этапам своего взросления и становления. С 6 месяцев сопровождайте декламацию рассматриванием картинок. Читайте книги с выражением, ярко и артистично. Меняйте голоса и интонации. А когда малыш начнет говорить, побуждайте его к совместному чтению простых стихов: вы начинаете строчку, а ребенок ее заканчивает.
В возрасте 3- 4лет память крохи начинает стремительно развиваться. И если до этого вы просто начитывали ребенку произведения: что запомнит – то запомнит, то теперь пора браться за заучивание основательно. Причем учить наизусть следует как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для дальнейшего обучения объем памяти.
Выученный стишок нарисуйте с малышом, подпишите автора и название. Можно нарисовать гусеничку, разукрасить ее и повесить на стене. А каждый новый стишок оформлять как продолжение гусеницы, увеличивая тем самым, ее тельце. Детишкам нравится такая игра. Ребенок учит стих, и помогает подружке – гусенице расти.
Учитывайте темперамент любимого чада. Если ваш малыш активен, любит бегать, прыгать, стишки для него выбирайте ритмичные и динамичные. А спокойным, придутся по вкусу плавные и размеренные произведения. Хорошим подспорьем для разучивания любимых стихов будут книги с красивыми иллюстрациями.
Для детей, которым к разучиванию стихов надо прилагать усилия, хорошим стимулом станет подготовка к празднику – будь – то Новый год или поход к бабушке на чай в честь первой метели. Глядишь, пройдет немного времени, и малыш начнет учить стихи просто так, для себя.
Вижу, рисую, смотрю-учу!
Начнем с метода визуального. Если вы хорошо рисуете, построчно читая стихотворение, изображайте на глазах ребенка то, о чем в нем говориться, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Например, читаем «Самолет построим сами» и рисуем самолетик, после которого ставим внизу черту; «Полетим мы над лесами»- дублируем лес и самолетик, черта; «А потом вернемся к маме»- рисуем рожицу - автопортрет. Ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Затем вы рассказываете стишок вновь и вновь, возвращаясь к своим рисункам. Можно использовать и готовые картинки. Найдите в журналах иллюстрации на тему стиха, вырежьте их и оформите в виде лото. По мере рассказывания стихотворения раскладывайте картинки в нужной последовательности. А можно обратиться за помощью и к самому малышу. Обычно
быстро и весело включается в игру, и в то же время запоминает стих.
«Намотай стишок на ус»
Еще одна методика запоминания стихов основана на использовании двигательной памяти. Расскажите ребенку о том, как жили –были га свете отдельные слова, внимания на них никто не обращал, и тогда они решили превратиться в веселое стихотворение: попросили поэта поставить их в нужном порядке, взялись за ручки и стали похожи на говорящую ниточку. Всякий, кто ее сматывал, стихами говорить начинал. Скажите, что такая ниточка есть и у вас. Возьмите нитки и, читая текст, начните сматывать с малышом клубок – стихотворение. Для этой же цели можно использовать пирамидку или кубики. Трогая предмет или производя ритмичное действие, кроха будет соотносить прочитанную строчку со своим действием. После того как вы несколько раз намотали ниточку, спрячьте руки вместе с клубочком за спину и «наматывайте понарошку» (аналогично поступайте в случае с пирамидкой). Но стишок при этом рассказывайте. Основной принцип здесь в том, что мы даем ребенку - кинестетику запоминать стихи, - научить кроху рассказывать стихи телом. В данном случае, как и в предыдущем методе, придется рисовать картинки, на сей раз руками. Особенно этот способ нравится девочка – представьте, сколько артистизма надо вложить в строчку «В стекла смотрит месяц красный…». Правда, для этого метода годятся не все стихи. Тут дело действительно в артистизме!
Слушаю и запоминаю
Эта самая распространенная методика. Именно ее обычно используют в детских садах. Пусть малыш представит, что его головка - это маленький магнитофончик: вы читаете стишок, а в магнитофон вставлена кассета, которая все записывает. Сначала ребенок слушает вас. Потом вы повторяете отрывок вместе. А теперь маленький человечек пусть прочтет все, что он запомнил, самостоятельно.
Обращаем внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Так разучивается каждый куплет, после чего стихотворение читается целиком. Идет слухоречевая опора на рифму.
Данный метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Два рассмотренных ранее способа порой мешают таким малышам учить стихотворение, запутывают их. Поэтому слуховой самый подходящий.
Логика - вещь великая!
Надо сказать, что логическая память есть далеко не у всех детишек, но встречаются и такие. Для них имеет смысл использовать следующий метод. Вы читаете ребенку первые строки любимого стихотворения, а потом останавливаетесь и предлагаете ему своими словами рассказать , что было дальше. Таким образом вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. В конце предложите малышу точнее рассказать стишок, постепенно добиваясь от него абсолютного воспроизведения слов и рифмы.
Наполняйте жизнь младших членов семьи мелодикой поэзии. И они обязательно отблагодарят вас быстрым развитием. Красивой речью, да и просто пристрастием к прекрасному - к музыке слова. И помните, все дети разные. Поэтому выбирайте для своего ребенка тот способ, который ему ближе и проще. Возможно, для этого придется испробовать все предложенные. Но игра стоит свеч.
|