Консультация для родителей
«Речь - составляющая успешности»
подготовили воспитатели
Дмитриева Анна Игоревна, Макарова Елена Юрьевна
учитель-логопед
Гумерова Фарида Ринатовна
Что такое успех? Успех – это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.
Успешность зависит от многих факторов. Составляющих успеха множество. И одно из этих составляющих – это полноценное речевое развитие.
Полноценное речевое развитие включает в себя:
- хорошую дикцию – умение ясно, отчетливо произносить звуки;
- богатый словарный запас;
- грамматически правильное оформление речи;
- владение монологической и диалогической речью.
Речь – это одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов, личности, волевых качеств, характера. От уровня речевого развития в значительной степени зависит развитие мышления, общее интеллектуальное развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; является основным средством общения людей между собой, играет роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Все функции речи взаимосвязаны и функционируют друг в друге.
Речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Она формируется под влиянием речи взрослых. Постепенно шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В современном мире очень важно быть коммуникабельным. Что опять же осуществляется благодаря речи. Умение общаться с людьми стало одним из факторов успеха в учебе, карьере, бизнесе и политике. Все успешные люди общительны. Поощряйте стремление дружить и общаться с другими детьми.
Неполноценное речевое развитие, различные нарушения речи отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка, могут стать причиной возникновения замкнутости, неуверенности в себе, негативизма, нарушений письменной речи, препятствовать успешному освоению школьной программы, мешать в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.).
Задача взрослых, педагогов и родителей детей-дошкольников, - выпустить в школьную жизнь первоклассников, легко адаптирующихся к новым условиям, готовых к успешному усвоению новых знаний. И одним из решений данной задачи является формирование полноценной речи, профилактика нарушений письменной речи.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь - заслуга прежде всего семейного воспитания.
Залогом успешного речевого развития является общение с ребенком. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, комментируйте свои действия, отвечайте на вопросы, спрашивайте сами, играйте, читайте, обсуждайте прочитанное. Если ребенок сказал что-то неправильно, то лучший способ помочь ребенку - повторить фразу, слово, звук правильно (делать это надо после того как ребенок закончил говорить, а сам повтор осуществить в форме подведения итога всего сказанного им), чаще хвалить и особенно за реальные достижения. Если ребенок задает вопросы взрослому, значит, он ему нужен, значит, малыш верит в его разумность, в то что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг престает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. Отвечая на вопросы своего ребенка вы обогащаете его словарный запас, совершенствуете представления о смысловой стороне слова, помогаете осваивать грамматический строй родного языка.
Играйте с ребенком в речевые игры, которые не потребуют отдельного вашего времени, в которые можно поиграть по дороге из детского сада домой, в детской поликлинике, чтобы скоротать время, в магазине, дома.
Примеры речевых игр.
«В магазине» Вы с ребенком подходите к молочному отделу и просите назвать все молочные продукты, которые он видит (помогаете ему, если он затрудняется). А возвращаясь из магазина, спрашиваете его о том, что он видел в молочном отделе, и почему он называется «молочный». Аналогично в других отделах магазина.
«Скажи наоборот» Лимон кислый, а сахар …сладкий, собака сытая, а волк…голодный, воздушный шар «легкий, а гиря …тяжелая и т.д.
«Угадай о ком (о чем) я говорю?» Это животное жарких стран, он большой, у
него маленький хвост, большие как блины уши и длинный нос. Аналогично описывает кого-либо( что-либо) ребенок, а взрослый отгадывает.
Речевые игры можно найти в книгах, на просторах Интернета.
Естественно, бывают случаи серьезных нарушений хода речевого развития, с которыми родитель в одиночку не справится. Если в речевом развитии ребенка вас что-то настораживает, обращайтесь за помощью к педагогам, логопеду, педиатру, неврологу. Только комплексное воздействие может дать положительные результаты.
Помните, что у детей дошкольного возраста мозг еще очень «пластичный». В этом возрасте дети «впитывают» в себя все как губка. И, в первую очередь, от вас зависит, что «впитает» ваш ребенок.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем, был успешным, способствуйте полноценному развитию его речи.
|