Консультация для родителей
"Учимся писать или готовим руку к письму"
воспитатель подготовительной к к школе группы №9
Хайрова Руфа Якутьевна
Пришло время идти в школу, и многие родители считают, что, заканчивая детский сад, ребенок должен уметь писать. Но мало кто из родителей знает, что неправильное обучение письму может стать причиной трудностей уже при обучении в школе.
У детей старшего дошкольного возраста еще не сформированы необходимые навыки для овладения письмом. У дошкольников недостаточно развита мелкая моторика, не до конца сформирована зрительно – моторная координация.
Для того, чтобы закрепить навык написания буквы, нужно каждый день уделять этому достаточно много времени, прописывая элементы и саму букву много раз, что для дошкольника очень сложно и даже невыполнимо.
К тому же немногие родители знают, что у каждой буквы есть свои правила написания. Поэтому взрослый должен не только правильно объяснить и показать как писать букву, но и следить за правильным написанием как каждого элемента, так и всей буквы. Ребенок, который пишет буквы без присмотра взрослых, пишет их по своему усмотрению и зачастую неправильно. А ведь научившись писать их неправильно до школы, в школе ребенок столкнется с необходимостью переучиваться.
Для того, чтобы в школе ребёнку было легче, руку к письму необходимо готовить. Начинать делать это можно и нужно задолго до того, как ребёнку предстоит пойти в школу. Конечно, подготовкой занимаются и в детском саду, но часто этого недостаточно. Родители обязательно должны уделять внимание этому важному этапу подготовки к школе. Особенно, если ребёнок не посещает детские дошкольные заведения и не развивает мелкую моторику на занятиях лепкой или аппликацией.
С самого раннего детства
Не нужно думать, что подготовить руку к письму очень трудно. Как мы уже говорили выше, простейшие и всем известные виды детской деятельности направлены, в том числе, и на это. Но и пускать всё на самотёк тоже не стоит.
Чем же заниматься с детьми, чтобы это приносило пользу и готовило руки к письму и при этом доставляло дошкольникам и нам с вами удовольствие, а не становилось скучной рутиной? Выбор огромный:
Делать пальчиковую гимнастику. От крупных, широких жестов и движений постепенно переходите к более мелким, точным, требующим участия всех пальчиков.
Рисовать и раскрашивать. Обращайте внимание на аккуратность, особенно при раскрашивании. Ребёнок должен стараться не выходить за контуры и не оставлять белых, непрокрашенных мест. Следите за тем, чтобы раскраски соответствовали возрасту. Чем старше ребёнок, тем мельче должны быть детали.
Вырезать из бумаги. Уже в два-три года малыш вполне может специальными ножницами с закруглёнными концами под вашим контролем делать простейшие разрезы. Давайте детям старые журналы с яркими фотографиями или иллюстрациями. Пусть крохи вырезают людей, животных, машины, деревья. Это не только надолго увлечёт их, но и принесёт большую пользу. Со временем усложняйте задания, просите вырезать мелкие предметы с большим количеством деталей. Вырезанные картинки потом можно наклеивать на листы бумаги, составляя коллажи, комиксы о событиях в жизни ребёнка. Точные и аккуратные движения, которые необходимо делать при работе с клеем, тоже тренируют руки.
Лепить из пластилина, теста, глины. Старайтесь, чтобы выполняемые элементы были всё мельче и разнообразнее, а фигурки вылеплены подробно и детально (с носами, ушами, волосами, шерстью, если это люди или животные, листиками и цветочками, если это растения, и т.д.).
Нанизывать. Сейчас выпускают множество деревянных и пластиковых фигурок-бусин, которые можно собирать на верёвочки. Часто эти шнурки заканчиваются твёрдыми длинными наконечниками. Они очень удобны для малышей. Но если ребёнок уже научился легко нанизывать, то лучше заменить такие специальные верёвочки обычными шнурками. Это усложнит задачу и заставит ребёнка делать более точные и мелкие движения.
Если же специальных бус нет, то можно воспользоваться толстыми макаронами с большими отверстиями и обычными обувными шнурками. Их кроха будет нанизывать с не меньшим удовольствием. Помогают развивать точность движений, а, значит, и мелкую моторику и развлечения типа «Сделай ёжика» (сухие макароны вставляются в отверстия перевёрнутого дуршлага).
Шнуровать. Простейшие шнуровки можно купить или легко и просто смастерить самим при помощи плотного картона и дырокола. Чтобы малышу было интереснее, сделайте их в виде бабочки, машинки или цветка. Шнуруйте во всех направлениях.
Собирать мозаики с множеством мелких деталей.
Штриховать в разных направлениях: горизонтально, вертикально, по диагонали. Нарисуйте или распечатайте любые контуры: яблоко, грузовик, слона. И пусть малыш штрихует. Просите ребёнка проводить линии то сверху вниз, то снизу вверх, то справа налево, то слева направо. Следите, чтобы он не сбивался и выполнял работу именно в заданном направлении, сохраняя наклон линий и параллельность, не проводя их слишком часто или редко.
Пришивать пуговицы. Это задание подойдёт для детей постарше, тех, кто уже освоил всё вышеперечисленное. Для начала подойдут крупные пуговицы, толстые нитки и большие иглы. Так же отлично готовят руку к письму вышивание и другие виды рукоделия.
Выполнять любую другую работу, требующую точных и мелких движений руки: перебирать крупы, сортировать винтики, болтики, гайки, шайбы, пуговицы, бусины и т.д.
Все эти несложные упражнения постепенно, изо дня в день незаметно для ребёнка развивают мелкую мускулатуру руки, а именно её достаточное развитие и необходимо для того, чтобы ребёнок в школе проще, быстрее и успешнее освоил письмо.
|