Организационно-методическое сопровождение деятельности
МАДОУ "Детский сад №65"
г. Балаково Саратовской области
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный сайт МАДОУ детский сад №65
Категории раздела
Конспекты занятий [20]
Статьи [16]
Выступления [0]
Рекомендации родителям [134]
Сценарии [8]
Музыкальные руководители [14]

Меню сайта

Фестиваль «Познание и творчество» titleРегиональная стажировочная площадка
Госуслуги онлайн
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Мы в Одноклассниках Мы в ВК Независимая оценка качества образования Психологическая служба ДОУ Проектно – исследовательская лаборатория Быстрее.Выше.Сильнее Неделя педагогического мастерства Консультационный центр Год педагога и наставника в России
Главная » Наша фотогалерея » Материалы педагогов » Статьи

"Режиссерские игры в ДОУ"

Консультация для воспитателей

«Режиссерские игры в ДОУ»

подготовил воспитатель подготовительной к школе группы №9

Алексеева Ольга Владимировна

Игра режиссерская – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения.

К.Н. Поливанова

 

Детская игра  — что может быть проще? Когда мы хотим сказать, что кто-то занимается чем-то пустяковым, ненужным, мы говорим: «Всё бы ему играть…». Детская игра — что может быть сложнее? Уже не одно столетие психологи, педагоги, социологи, этнографы, философы изучают эти игры, однако споры и разногласия в понимании того, какой должна быть детская игра, продолжаются и по сей день. Идёт время, меняются игры, меняются дети, меняются взгляды на игру.

Во что играет ребёнок, когда он один, когда сверстника рядом нет? Обычно это режиссёрские игры с игрушками. Войдите в любую группу детского сада: значительная часть игрушек, представленных на полках и стеллажах, — это игрушки для режиссёрской игры: кукольные домики, пиратские корабли, наборы диких и домашних животных, динозавров, солдатиков, персонажей знакомых мультфильмов, и даже макеты улиц для изучения правил дорожного движения… Именно режиссёрские игры предпочитают те дети, чей уровень познавательного развития явно превосходит возможности их сверстников, и именно режиссёрские игры больше всего подходят для формирования и коррекции игры тех детей, у которых наблюдается недоразвитие этой деятельности.

Игра  —  ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Это не означает, что ребёнок-дошкольник должен всё своё время отдавать исключительно игре; ведущая деятельность — не значит преобладающая. Но именно в ней происходит развитие ребёнка, формируются важнейшие новообразования, подготавливается переход на следующий возрастной этап.

Роль и место игры в жизни дошкольника.

Первая игра ребёнка дошкольного возраста — режиссёрская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет. Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.

Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника:

  • стремление к самостоятельности;
  • активному участию в жизни взрослых;
  • потребность в познании окружающего мира;
  • потребность в активных движениях;
  • потребность в общении.

В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персонажей, но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех – четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного – двух персонажей.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ним общий язык. Малыш исподволь готовиться к этому общению, овладевая в режиссерской игре умения «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия, т.е. ребенок учиться распоряжаться своими силами. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно – ролевой игре.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте меняется содержание режиссерских игр. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими  в раннем  и младшем дошкольном возрасте. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер.

Педагогическая ценность режиссёрских игр:

  • способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
  • помогает детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
  • развивает самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
  • помогает приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
  • является средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
  • помогает детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
  • дает возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.

Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом. При этом следует воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Следует отметить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению. Очень важен для развития игровой деятельности ребенка подбор игрового материала для режиссерских игр.

Таким образом, режиссерские игры создают реальные  предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. С появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка.

 

Использованные источники

Гаспарова Е.М. // Режиссерские игры// Игра дошкольника; под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.

Основы дошкольной педагогики: Учебное пособие /Авт. – сост. Л.В.Горина, М.П. Зиновьева, Ю.Ю. Колисниченко, И.В. Кошкина. Саратов:ИЦ «Наука», 2007.-95с.

Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 256 с. – (Психологическое сопровождение образования.)

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: КураковаАА (04.06.2020) | Автор: Алексеева Ольга Владимировна
Просмотров: 6768 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш опрос
Готовы ли Вы рекомендовать наш детский сад родственникам и знакомым
Всего ответов: 150

Календарь

Счётчики

Официальный интернет-портал правовой информации Персональные данные.дети Единый урок Независимая оценка качества образования Государственная инспекция труда Саратовской области Аттестация педагогических работников  Антитеррористическая защищенность Флагманы образования
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz ZP