Консультация для воспитателей
«Режиссерские игры в ДОУ»
подготовил воспитатель подготовительной к школе группы №9
Алексеева Ольга Владимировна
Игра режиссерская – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения.
К.Н. Поливанова
|
Детская игра — что может быть проще? Когда мы хотим сказать, что кто-то занимается чем-то пустяковым, ненужным, мы говорим: «Всё бы ему играть…». Детская игра — что может быть сложнее? Уже не одно столетие психологи, педагоги, социологи, этнографы, философы изучают эти игры, однако споры и разногласия в понимании того, какой должна быть детская игра, продолжаются и по сей день. Идёт время, меняются игры, меняются дети, меняются взгляды на игру.
Во что играет ребёнок, когда он один, когда сверстника рядом нет? Обычно это режиссёрские игры с игрушками. Войдите в любую группу детского сада: значительная часть игрушек, представленных на полках и стеллажах, — это игрушки для режиссёрской игры: кукольные домики, пиратские корабли, наборы диких и домашних животных, динозавров, солдатиков, персонажей знакомых мультфильмов, и даже макеты улиц для изучения правил дорожного движения… Именно режиссёрские игры предпочитают те дети, чей уровень познавательного развития явно превосходит возможности их сверстников, и именно режиссёрские игры больше всего подходят для формирования и коррекции игры тех детей, у которых наблюдается недоразвитие этой деятельности.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Это не означает, что ребёнок-дошкольник должен всё своё время отдавать исключительно игре; ведущая деятельность — не значит преобладающая. Но именно в ней происходит развитие ребёнка, формируются важнейшие новообразования, подготавливается переход на следующий возрастной этап.
Роль и место игры в жизни дошкольника.
Первая игра ребёнка дошкольного возраста — режиссёрская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет. Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.
Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника:
- стремление к самостоятельности;
- активному участию в жизни взрослых;
- потребность в познании окружающего мира;
- потребность в активных движениях;
- потребность в общении.
В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.
В режиссерской игре часто используется много персонажей, но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех – четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного – двух персонажей.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ним общий язык. Малыш исподволь готовиться к этому общению, овладевая в режиссерской игре умения «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия, т.е. ребенок учиться распоряжаться своими силами. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно – ролевой игре.
У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте меняется содержание режиссерских игр. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.
Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер.
Педагогическая ценность режиссёрских игр:
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогает детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивает самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогает приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- является средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогает детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дает возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом. При этом следует воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Следует отметить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению. Очень важен для развития игровой деятельности ребенка подбор игрового материала для режиссерских игр.
Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. С появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка.
Использованные источники
Гаспарова Е.М. // Режиссерские игры// Игра дошкольника; под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.
Основы дошкольной педагогики: Учебное пособие /Авт. – сост. Л.В.Горина, М.П. Зиновьева, Ю.Ю. Колисниченко, И.В. Кошкина. Саратов:ИЦ «Наука», 2007.-95с.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 256 с. – (Психологическое сопровождение образования.)
|