Консультация для родителей
«Игры девочек и мальчиков»
подготовил инструктор по физической культуре
Куракова Анна Александровна
С самого рождения социально-психологические, культурные, бытовые установки направляют мальчиков и девочек по разным дорогам воспитания. Мальчики и девочки различаются не только в физическом развитии. К концу дошкольного детства, к моменту поступления в школу, мальчики «младше» девочек на целый год, а к началу полового созревания эта разница достигает 2 лет. В чём же заключаются основные различия.
Познавательная сфера - девочки в интеллектуальном развитие, как правило, опережают мальчиков, у девочек лучше развит вербальный интеллект.
Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в пространстве, используя зрительные опоры.
Мотивационная сфера - мальчики чаще всего ориентированы на успех, а девочки- на избегание неудачи. Девочки стремятся добиться результата, а у мальчиков выше мотивация соревнования - они хотят непросто участвовать, а непременно победить.
Сфера поведения - мальчики более агрессивны, чем девочки.
Девочки старшего дошкольного возраста в большинстве своём постоянны в выборе способов действия , тогда как поведение мальчика непредсказуемо, его выбор трудно спрогнозировать. Девочки более гибки в ситуации выбора цели и способа действия, а мальчики бывают импульсивны и непоследовательны. Например, при самостоятельном прохождении лабиринта девочки находят и применяют различные решения задачи, а мальчики действуют спонтанно и чаще всего бросают лабиринт не найдя выхода.
Исследования показали, что девочки больше чем мальчики, зависят от мнения значимого от них взрослого. Они более застенчивы и не всегда уверенны в своих силах, более эмоциональны и менее активны, и поэтому не стремятся к лидерству. Девочки чаще просят помощи у взрослых, и взрослые более снисходительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков.
Следовательно, нетрудно предположить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протекании психофизиологических процессов, будут по- разному усваивать и присваивать социальный опыт, по-разному будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по – разному в него входить.
Первый опыт социальных отношений будет познан в игре. Все игры детей связаны с миром взрослых. Взрослый, знакомя малыша с разными способами игровых действий, уже ориентирует ребёнка на игры, характерные для мальчика или для девочки. Мы видим какие игрушки обычно получают в подарок наши дети. Мальчикам достаются машинки, роботы-трансформеры, солдатики, велосипеды и самокаты. Девочкам- куклы и кукольная мебель, мягкие игрушки, зеркальца, сумочки. И возникающая игра мальчика отличается от игры девочки.
Наблюдения показывают что у девочек хорошо развита сюжетно – ролевая игра, они с удовольствием самостоятельно играют в настольно- печатные и дидактические игры с правилами, охотно организуют подвижные игры по правилам. Для них в этих играх важна стабильность. Они знают игровые действия, правила, чётко понимают поставленную задачу и предвидят результат.
Мальчики охотнее играют в игры со строительным и природным материалом: снегом, песком, водой – здесь для них важна не игра, а само действие. В подвижных и спортивных играх мальчикам интересен и важен результат.
Во что и как играть мальчикам и девочкам, чтобы их игровая деятельность была более насыщенной и разнообразной?
Для мальчиков мы обращаем особое внимание на:
1.Развитие вербального интеллекта.( речевые игры, объёмные пазлы, игры – шнуровки, конструкторы)
2.Ориентирование на процесс достижения результата, а не только на сам результат.
3.Введение игр, в которых гасится агрессивность, при этом развивается эмпатия, желание оказать помощь другим детям, уступчивость.
Для девочек в игровой деятельности необходимо:
1.Развивать пространственную ориентацию - плоскостную и объёмную. (настольно- печатные игры, лото, домино, спортивные игры - дартс, кольцеброс, кегли, городки)
2.Подбирать те игры, которые научат не бояться поражения, стимулируя их активность.
3.Предлагать игры, которые имеют насколько вариантов развития сюжета.
Таким образом, выбирая игры с учётом поло - ролевых особенностей детей, мы способствуем более гармоничному развитию, что позволяет ребёнку наиболее полно проявлять себя в современном мире, где мальчикам и девочкам приходиться исполнять гораздо более сложные роли, чем те которые отводились мужчинам и женщинам много веков подряд.
|