Организационно-методическое сопровождение деятельности
МАДОУ "Детский сад №65"
г. Балаково Саратовской области
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный сайт МАДОУ детский сад №65
Категории раздела
Медицинский работник [1]
Учитель-логопед [11]
Педагог-психолог [11]
Инструктор по ФЗК [9]
Старший воспитатель [11]

Меню сайта

Фестиваль «Познание и творчество» titleРегиональная стажировочная площадка
Госуслуги онлайн
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Мы в Одноклассниках Мы в ВК Независимая оценка качества образования Психологическая служба ДОУ Проектно – исследовательская лаборатория Быстрее.Выше.Сильнее Неделя педагогического мастерства Консультационный центр Год педагога и наставника в России
Главная » Наша фотогалерея » Материалы специалистов » Учитель-логопед

Роль семьи в речевом развитии

Консультация для родителей

«Роль семьи в речевом развитии»

подготовила учитель - логопед

 Гумерова Фарида Ринатовна 

 

       Для каждого из родителей их ребенок самый лучший. И все желают, чтобы он стал успешным в жизни. И огромная роль в достижении успеха принадлежит речи. Речь - это не только умение правильно произносить звуки речи. Речь состоит из нескольких компонентов: звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь.

В полноценном речевом развитии детей должны принимать участие и педагоги, и медицинские работники, и близкое окружение, и самое главное -родители.

Чтобы понять, почему могут возникать проблемы в речевом развитии детей и в чем же роль семьи в правильном формировании речи ребенка, необходимо рассмотреть все составляющие внятной и правильной речи.

Составляющие внятной и правильной речи:

1.ЦНС

Все мы знаем, что речь - одна из функций центральной нервной системы.

Поэтому забота о речевом состоянии, о физическом и психическом состоянии детей в целом, должна начинаться еще до рождения ребенка и даже до его зачатия.

Роль родителей: способствовать правильному формированию, развитию и функционированию центральной нервной системы.

  • Избегать в период планирования беременности, в период беременности, кормления грудью факторов, влияющих на ЦНС:

-алкоголь;

-курение;

-наркотики;

-токсические вещества;

-заболевания (профилактика, своевременное и правильное лечение).

  • Выполнять рекомендации врачей в период беременности и родов.

  • Своевременно лечить ребенка у невролога.

  • Проводить профилактику и своевременное лечение любых заболеваний ребенка, особенно в раннем возрасте.

Уточнение: есть речевые нарушения, хорошо поддающиеся коррекции лишь при медикаментозном воздействии на ЦНС.

2. Наследственность.

Доказано, что особенности мозговых клеток, отвечающих за речь, передаются по наследству. Естественно, если у родителей есть какие-то нарушения речи, то и у ребенка могут быть похожие проблемы.

В данном случае роль родителей сводится лишь к тому, чтобы своевременно начать занятия с логопедом и выполнять его рекомендации (возможно, он будет направлять к медицинским специалистам для медикаментозного и другого лечения).

3. Артикуляционный аппарат.

( Органы, с помощью которых мы можем говорить)

Роль родителей: способствовать правильному развитию мышц языка, челюсти, зубов.

  • По возможности кормить ребенка не из бутылочки, а грудью. При таком кормлении правильно развивается артикуляционный аппарат. При искусственном кормлении возможно недоразвитие нижней челюсти.

  • Своевременно вводить пищу, требующей жевания, , отучение от груди.

  • Устранить привычку сосать палец.

  • Своевременно отучить от соски.

  • Заботиться о состоянии зубов(гигиена и своевременное лечение).Больные молочные зубы, это уже доказано медицинскими специалистами, могут повлиять на постоянные зубы. Помимо этого кариозные зубы - источник инфекции, способной повлиять на органы, организм в целом. А физические заболевания, ослабление организма в раннем возрасте в свою очередь могут повлиять на речевое развитие.

  • Посещать ортодонта для уточнения состояния прикуса, своевременной коррекции(при необходимости).

  • Применять трейнеры для дополнительного воздействия на артикуляционный аппарат при коррекции речевых нарушений.

4.ЛОР-органы

Увеличения аденоидов и небных миндалин ухудшает не только произношение, но и приводит к гипоксии (кислородному голоданию) головного мозга и организма в целом. Это может повлиять на умственные способности детей.

Ухудшение слуха, глухота препятствуют полноценному речевому развитию.

Роль родителей :

  • Следить за состоянием ушей, носоглотки.

  • Проводить профилактику заболеваний. своевременно лечить, проводить коррекцию (слуховой аппарат)

5.Мелкая моторика.

Центр мелкой моторики (движения пальцев рук) находится рядом с центром речи.

Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи.

Роль родителей :

  • Выполнять массаж пальчиков, пальчиковую гимнастику.

  • Способствовать развитию ручной умелости ребенка (умение держать столовые приборы, перебирание мелких предметов, застегивание и расстегивание пуговиц, «молний», липучек, вырезание, рисование, лепка, шнуровка, мозаика и пр.).

 

6. Речевое дыхание.

Это способность человека в процессе речевого вы­сказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рацио­нально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.

Роль родителей :

  • Выполнять дыхательную гимнастику (детскую), способствовать длительному произношению звука: читать скороговорки на одном выдохе, петь, надувать шарики, мыльные пузыри.

 

7.Фонематический слух.

Развитый фонематический слух позволяет ребенку правильно слышать звуки речи, различать слова, близкие по зву­чанию ( рак — лак — мак), а в дальнейшем проводить звуковой анализ слов. Развитый фонематический слух позволяет ребенку овладеть правильным произношением звуков, а в дальнейшим успешно овладеть письменной речью (письмом и чтением)

Роль родителей :

  • Привлекать внимание на звуки окружающего мира - неречевые звуки, звуки которые нас окружают, учить различать их на слух.(игры «что шумит ?», «кто голос подает?»)

  • Привлекать внимание на звуки речи, учить различать их на слух.

(игры « поймай звук» , « придумай слово на звук …»

 

8. Речь взрослых, окружающих ребенка

    • Не «сюсюкаться» с ребенком.

    • Свести к минимуму общение с людьми, имеющими дефекты речи, в том числе заикание.

    • Речь должна быть грамматически правильной.

    • Постоянно общаться с ребенком. Постоянное речевое общение необходимо для полноценного речевого , психического , умственного развития.

 

И следующее составляющее, переплетающееся с предыдущим

9. Общение

Для полноценного формирования и развития всех компонентов речи огромную роль играет общение. Общение детей со взрослыми, а главное - с родителями.

После двух лет дети любят задавать вопросы. Если использовать это время правильно, ребенок многому научится. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, понятными словами. Называя слова- обобщения: «посуда», «одежда», «мебель», «обувь» можно сформировать их понимание, а затем правильное использование в речи. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Доченька, сложи свою одежду аккуратно», «Сначала надо помыть фрукты, а потом их есть».

На прогулках обращайте внимание на птиц, растения, насекомых, на все, что окружает вас.

В общении с ребенком употребляйте слова, обозначающие цвет, форму, признак, действие, пространственное расположение, размер предметов. Способствуйте употреблению данных слов ребенком. Например: « Наденем носочек на правую ножку», « Наденем варежку на правую ручку», « Какое ведерко возьмем на прогулку? Маленькое , красное», « Повесим платье в шкафчик», « Где сидит твоя кукла? На стуле»,

Разговаривайте обо всем, что вас окружает, комментируйте свои действия, отвечайте на вопросы, спрашивайте сами, играйте, читайте.

Помните, что у детей дошкольного возраста мозг еще очень «пластичный». В этом возрасте дети впитывают в себя все как губка. И только от вас зависит, что «впитает» ваш ребенок. А результат своего вклада вы увидите, услышите уже у своих детей-школьников.

 

Не забывайте о том , речь у нас бывает устная и письменная, а нарушения устной речи могут повлечь за собой нарушения письма и чтения.

Категория: Учитель-логопед | Добавил: КураковаАА (01.09.2014) | Автор: Гумерова Фарида Ринатовна
Просмотров: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш опрос
Довольны ли Вы в целом получателей услуг в целом условиями оказания услуг?
Всего ответов: 186

Календарь

Счётчики

Официальный интернет-портал правовой информации Персональные данные.дети Единый урок Независимая оценка качества образования Государственная инспекция труда Саратовской области Аттестация педагогических работников  Антитеррористическая защищенность Флагманы образования
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz ZP