Консультация для родителей
«Роль семьи в речевом развитии»
подготовила учитель - логопед
Гумерова Фарида Ринатовна
Для каждого из родителей их ребенок самый лучший. И все желают, чтобы он стал успешным в жизни. И огромная роль в достижении успеха принадлежит речи. Речь - это не только умение правильно произносить звуки речи. Речь состоит из нескольких компонентов: звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь.
В полноценном речевом развитии детей должны принимать участие и педагоги, и медицинские работники, и близкое окружение, и самое главное -родители.
Чтобы понять, почему могут возникать проблемы в речевом развитии детей и в чем же роль семьи в правильном формировании речи ребенка, необходимо рассмотреть все составляющие внятной и правильной речи.
Составляющие внятной и правильной речи:
1.ЦНС
Все мы знаем, что речь - одна из функций центральной нервной системы.
Поэтому забота о речевом состоянии, о физическом и психическом состоянии детей в целом, должна начинаться еще до рождения ребенка и даже до его зачатия.
Роль родителей: способствовать правильному формированию, развитию и функционированию центральной нервной системы.
-
Избегать в период планирования беременности, в период беременности, кормления грудью факторов, влияющих на ЦНС:
-алкоголь;
-курение;
-наркотики;
-токсические вещества;
-заболевания (профилактика, своевременное и правильное лечение).
-
Выполнять рекомендации врачей в период беременности и родов.
-
Своевременно лечить ребенка у невролога.
-
Проводить профилактику и своевременное лечение любых заболеваний ребенка, особенно в раннем возрасте.
Уточнение: есть речевые нарушения, хорошо поддающиеся коррекции лишь при медикаментозном воздействии на ЦНС.
2. Наследственность.
Доказано, что особенности мозговых клеток, отвечающих за речь, передаются по наследству. Естественно, если у родителей есть какие-то нарушения речи, то и у ребенка могут быть похожие проблемы.
В данном случае роль родителей сводится лишь к тому, чтобы своевременно начать занятия с логопедом и выполнять его рекомендации (возможно, он будет направлять к медицинским специалистам для медикаментозного и другого лечения).
3. Артикуляционный аппарат.
( Органы, с помощью которых мы можем говорить)
Роль родителей: способствовать правильному развитию мышц языка, челюсти, зубов.
-
По возможности кормить ребенка не из бутылочки, а грудью. При таком кормлении правильно развивается артикуляционный аппарат. При искусственном кормлении возможно недоразвитие нижней челюсти.
-
Своевременно вводить пищу, требующей жевания, , отучение от груди.
-
Устранить привычку сосать палец.
-
Своевременно отучить от соски.
-
Заботиться о состоянии зубов(гигиена и своевременное лечение).Больные молочные зубы, это уже доказано медицинскими специалистами, могут повлиять на постоянные зубы. Помимо этого кариозные зубы - источник инфекции, способной повлиять на органы, организм в целом. А физические заболевания, ослабление организма в раннем возрасте в свою очередь могут повлиять на речевое развитие.
-
Посещать ортодонта для уточнения состояния прикуса, своевременной коррекции(при необходимости).
-
Применять трейнеры для дополнительного воздействия на артикуляционный аппарат при коррекции речевых нарушений.
4.ЛОР-органы
Увеличения аденоидов и небных миндалин ухудшает не только произношение, но и приводит к гипоксии (кислородному голоданию) головного мозга и организма в целом. Это может повлиять на умственные способности детей.
Ухудшение слуха, глухота препятствуют полноценному речевому развитию.
Роль родителей :
-
Следить за состоянием ушей, носоглотки.
-
Проводить профилактику заболеваний. своевременно лечить, проводить коррекцию (слуховой аппарат)
5.Мелкая моторика.
Центр мелкой моторики (движения пальцев рук) находится рядом с центром речи.
Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи.
Роль родителей :
-
Выполнять массаж пальчиков, пальчиковую гимнастику.
-
Способствовать развитию ручной умелости ребенка (умение держать столовые приборы, перебирание мелких предметов, застегивание и расстегивание пуговиц, «молний», липучек, вырезание, рисование, лепка, шнуровка, мозаика и пр.).
6. Речевое дыхание.
Это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.
Роль родителей :
-
Выполнять дыхательную гимнастику (детскую), способствовать длительному произношению звука: читать скороговорки на одном выдохе, петь, надувать шарики, мыльные пузыри.
7.Фонематический слух.
Развитый фонематический слух позволяет ребенку правильно слышать звуки речи, различать слова, близкие по звучанию ( рак — лак — мак), а в дальнейшем проводить звуковой анализ слов. Развитый фонематический слух позволяет ребенку овладеть правильным произношением звуков, а в дальнейшим успешно овладеть письменной речью (письмом и чтением)
Роль родителей :
-
Привлекать внимание на звуки окружающего мира - неречевые звуки, звуки которые нас окружают, учить различать их на слух.(игры «что шумит ?», «кто голос подает?»)
-
Привлекать внимание на звуки речи, учить различать их на слух.
(игры « поймай звук» , « придумай слово на звук …»
8. Речь взрослых, окружающих ребенка
-
-
Не «сюсюкаться» с ребенком.
-
Свести к минимуму общение с людьми, имеющими дефекты речи, в том числе заикание.
-
Речь должна быть грамматически правильной.
-
Постоянно общаться с ребенком. Постоянное речевое общение необходимо для полноценного речевого , психического , умственного развития.
И следующее составляющее, переплетающееся с предыдущим
9. Общение
Для полноценного формирования и развития всех компонентов речи огромную роль играет общение. Общение детей со взрослыми, а главное - с родителями.
После двух лет дети любят задавать вопросы. Если использовать это время правильно, ребенок многому научится. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, понятными словами. Называя слова- обобщения: «посуда», «одежда», «мебель», «обувь» можно сформировать их понимание, а затем правильное использование в речи. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Доченька, сложи свою одежду аккуратно», «Сначала надо помыть фрукты, а потом их есть».
На прогулках обращайте внимание на птиц, растения, насекомых, на все, что окружает вас.
В общении с ребенком употребляйте слова, обозначающие цвет, форму, признак, действие, пространственное расположение, размер предметов. Способствуйте употреблению данных слов ребенком. Например: « Наденем носочек на правую ножку», « Наденем варежку на правую ручку», « Какое ведерко возьмем на прогулку? Маленькое , красное», « Повесим платье в шкафчик», « Где сидит твоя кукла? На стуле»,
Разговаривайте обо всем, что вас окружает, комментируйте свои действия, отвечайте на вопросы, спрашивайте сами, играйте, читайте.
Помните, что у детей дошкольного возраста мозг еще очень «пластичный». В этом возрасте дети впитывают в себя все как губка. И только от вас зависит, что «впитает» ваш ребенок. А результат своего вклада вы увидите, услышите уже у своих детей-школьников.
Не забывайте о том , речь у нас бывает устная и письменная, а нарушения устной речи могут повлечь за собой нарушения письма и чтения.
|