Информация по платной дополнительной услуге «Звуковая культура речи»
Платная дополнительная услуга «Звуковая культура речи» оказывается нашим учреждением для детей от 5 до 6 лет. Занятия проводит учитель-логопед. Каждый из родителей, провожая ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. Чему в первую очередь должен научиться маленький школьник, чтобы освоить школьную программу? Писать и читать. А что нужно уметь ребенку, чтобы овладеть грамотным письмом и чтением? Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, знание букв, к сожалению, не исключает серьезных затруднений при обучении грамоте. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». А это доступно ребенку при полноценно развитом фонематическом слухе и сформированном фонематическом восприятии. Слово «Фонема» в переводе с греческого означает «звук». Значит, фонематическое восприятие - это звуковое восприятие. Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух позволяет слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова. Вот именно это и является важнейшей предпосылкой для овладения грамотной письменной речью. Как правило, к четырем годам, у ребенка фонематическое восприятие должно быть полностью сформировано и ,благодаря ему, он должен правильно произносить все звуки речи, и в дальнейшем легко овладеть навыками языкового анализа и синтеза и, соответственно, грамотным письмом и чтением. Но, к сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с ЗРР, с различными речевыми нарушениями, которые в большинстве случаев в своей основе имеют несформированность фонематического восприятия. И даже те дети, которые правильно произносят все звуки речи, задания по проверке фонематического восприятия выполняют с ошибками. Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия запоздало и не соответствует возрастной норме. И, естественно, это может отразиться на чтении и письме.
Могут возникнуть следующие специфические ошибки в письменной речи:
Ошибки на уровне буквы и слога:
замены букв
пропуски букв и слогов
не дописывание букв и слогов
наращивание слов лишними буквами
перестановки букв и слогов.
Воспитание звуковой культуры речи - одна из задач развития речи. Это ознакомление детей со звуками речи, с их правильным произношением, с интонационной выразительностью речи. Это необходимо для формирования фонематического восприятия и правильного звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической, т.е звуковой стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков, овладевают навыками звукового анализа. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроль за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Развитое языковое чутье поможет детям не заблудиться в потоке речи. Платная дополнительная услуга проводится по специально созданной программе.
Программа дополнительной образовательной услуги «Звуковая культура речи» составлена для создания условий, способствующих совершенствованию у детей фонематических процессов, необходимых для становления всей речевой системы в целом, успешного овладения письменной речью.
Цель: Формирование у детей общей ориентировки в звуко - буквенной системе языка, посредством специально организованных занятий.
В конце обучения дети будут:
1.Иметь представления о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово – предложение – текст.
2.Различать звуки по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
3.Уметь определять наличие звука в слове, выделять звук в начале, середине и конце слов, подбирать слова с заданным звуком.
4.Уметь находить слова, сходные и различные по звучанию.
5. Иметь правильное речевое дыхание, подвижный артикуляционный аппарат.
6. Владеть интонационно выразительной речью. В процессе совершенствования фонематического слуха возможно самостоятельное устранение некоторых дефектов звукопроизношения. Также занятия будут способствовать: Совершенствованию высших психических функций (внимание, память, мышление), пространственной ориентировки, мелкой моторики, способности к саморегуляции и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Занятия проводится с использованием игровых приемов, в режиме двигательной активности, с привлечением различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, кинестетического) Дети будут подготовлены: - к успешной коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях в подготовительной группе - к успешному овладению письменной речью (письмом и чтением). Занятия будут проводиться 2 раза в неделю: в понедельник и среду с 17.00-18.00. По 25 минут в каждой подгруппе.
Стоимость услуги 320 рублей в месяц (за 8 занятий); За пропуски детьми занятий по болезни, по причине отпуска – плата не взимается. Родители (законные представители), желающие, чтобы их детям оказывали данную услугу, могут написать заявление .
|