Конспект НОД
«Доктор Айболит»
подготовил учитель – логопед
Гумерова Фарида Ринатовна
Цель:Закрепление навыков и умений, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года, посредством знакомства с профессией «ветеринар».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук».
- Закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки.
- Совершенствовать умениеопределять и называть количество слогов в словах.
- Совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком, определять его позицию (начало, середина, конец)
- Закрепить знания о понятиях: «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение».
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие, слухо-речевое внимание и память.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Способствовать развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Способствовать развитию пространственной ориентировки и зрительной памяти.
Коррекционно-воспитывающие:
Воспитывать:
- Навык взаимовыручки.
- Умение работать в подгруппе.
- Умение слушать собеседника.
- Навык саморегуляции поведения.
Образовательная область:«Речевое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Средства реализации:кукла «Доктор», буква Д (формат А4), изображение палаток с окошками – 3 штуки (формат А4), картинки-магниты для артикуляционной гимнастики, картинки: «Орел», «Воробей», «Страус», 2 коврографа, панно «9 квадратов», магнитная доска, магниты.
Раздаточный материал: 18 карточек с животными и птицами,24 картинки-микстуры (15 штук - с первым гласным в слове, 9- без з ), 24 картинки-витаминки (15- со звуком [Д], 9- без звука[Д]), пособие – тренажер «Орленок»-15 штук. Схемы предложений по количеству детей, фишки для обозначения звуков.
Ход НОД
Учитель-логопед.Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей.
К нам сегодня пришел необычный гость.
Отгадайте загадку, чтобы узнать, кто это:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И, однажды, бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор….. (Айболит)
А кто такой Айболит? Кого он лечит?
Как называется доктор, лечащий животных?
Правильно - это ветеринар.
Учитель-логопед. У нас сегодня в гостях доктор Айболит - ветеринар. Повторите название его профессии.
Он пришел к вам просить о помощи. Заболели звери и птицы. И их очень много.
Один он не справится. Поможем ему в лечении зверей и птиц? (Ответы детей)
Ребята, вот 3 птицы: воробей, орел, страус. На какой птице Айболит может долететь до больных зверей? Почему? (Ответы детей)
Дыхательная гимнастика с использованием пособия - тренажера «Орленок». А мы с вами полетим на орлах. Чтобы долететь, надо правильно дуть.(Дети выполняют).
Учитель-логопед. Вот мы и прилетели.
Десять ночей Айболит не ест, не пьет и не спит.
Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят.
Дидактическое упражнение «Кого лечил Айболит?»с использованием панно «9квадратов».(ориентировка на плоскости). (Ответы детей).
Учитель-логопед. Вы произносили: «Айболит лечил слонов». Что вы сейчас произносили? Сколько слов в вашем предложении? Выложите схему (Ответы детей).
Придумайте предложение к схеме( 4 слова)
Артикуляционная гимнастика. Чтобы зверятам не так грустно было болеть предлагаю вам рассказать сказку о веселом язычке. Вынимайте из мешочка по одной карточке. Кому попались картинки - рассказывают сказку.
Дидактическое упражнение «Выбери палатку»
Учитель-логопед. Ребята, как называется профессия Айболита? (Дети отвечают).
Давайте посчитаем количество слогов в слове ВЕТЕРИНАР.
Все звери и птицы болеют разными болезнями. Значит, лечиться они должны в разных помещениях, чтобы не заразить друг друга.
Давайте поселим наших животных и птиц в нужные палатки.
Сколько слогов в названии вашего животного, столько и окошек должно быть в е палатке для него. Дети подходят и берут картинки, проводят слоговой анализ слова.
Учитель-логопед. Лекарства для больных зверей хранятся у Айболита на полочках. Поможем Айболиту их принести.
Динамическая пауза. Доктор к полкам подошел, (дети шагают)
Он за лекарствами пришел (дети шагают)
Потянулся он, нагнулся, (соответствующие движения)
Но лекарств он не нашел. (поворот головы в сторону).
Чтоб лекарства нам достать, надо на носочки встать.
Дидактическое упражнение «Микстура для бегемотиков»У бегемотиков болят животики. Им нужна микстура, но не простая. А с картинками, в названии которых первый звук гласный. (Дети выполняют и отвечают).
Учитель-логопед.Вы помогли Айболиту найти нужные микстуры, молодцы
Вот и вылечил он их, вот и вылечил больных.
И пошли они смеяться, танцевать и баловаться.
Дидактическое упражнение « Найди букву Д»
Детям предлагается изображение буквы Д. Ребята что это?(ответы детей)
Учитель-логопед. Во многих словах живет буква Д. В начале живет и в конце, а может быть в середине слова – нам буква Д уже знакома.
Учитель-логопед. Ребята, представьте себе, что перед вами лист бумаги. Нарисуйте букву Д в воздухе пальчиком. А теперь сотрем букву движениями глаз сверху вниз и слева направо. Нарисуем букву носиком. Сильно зажмуримся и поморгаем, будто хотим смять наш лист бумаги.
Ребята, какой звук живет в букве Д? Что о нем можно рассказать? Выберите фишку, которой мы обозначаем твердые, звонкие согласные.
Чем буква отличается от звука?
Коллективное составление рассказа «Правила здоровья»
Учитель-логопед. Ребята, давайте расскажем зверятам, что нужно делать, чтобы не болеть. (Ответы детей)
Дидактическое упражнение«Найди витаминку».Давайте дадим нашим зверятам витамины, чтобы они не болели.Витаминки не простые, а с картинками, в названии которых есть звук Д. (Дети выполняют и отвечают)
Учитель-логопед. Айболит благодарит вас за помощь в лечении зверей и птиц. Он прощается с вами, так как его ждут другие пациенты. Давайте ему подарим чемоданчик с картинками, которые будут напоминать ему о вас и о вашей помощи.
Рефлексия. Дети с помощью картинок-подсказок вспоминают о том, что делали, как называется профессия Айболита.
|