Консультация для родителей
«Игры и упражнения по логоритмике для детей дошкольного возраста»
подготовила учитель – логопед
Алексеева Ольга Владимировна
Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Логоритмика - это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса. При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.
Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.
К ее основным функциям относятся:
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие правильной координации;
- выработка правильного дыхания;
- выработка темпа речи;
- развитие речевой памяти;
- развитие слуховой функции;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие сенсорики;
- улучшение равновесия;
- формирование правильной осанки и походки.
Основные виды логоритмических упражнений.
Ходьба и маршировка
Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.
Используются различные варианты данных упражнений:
Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.
Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.
Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).
Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции
Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.
Используются следующие упражнения:
«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».
«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.
«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.
Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике.
В частности, активно применяются следующие типы занятий:
- Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
- Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
- Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
- Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
- Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
- Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.
При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.
Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделять этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.
|