Консультация для родителей
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»
подготовили воспитатели
Барышева Оксана Валентиновна, Лабзина Людмила Анатольевна
Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому важно, чтобы ребёнок слышал правильную, грамотную речь. Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.
Как проводить домашние занятия по развитию речи?
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, настроение, поступки. Неисчерпаемый материал могут предоставить игрушки, мультфильмы, детские книжки и картинки.
Не упускайте малейшего повода что – то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно.
Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у ребёнка не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь, своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию.
Например на кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Посуда», «Бытовая техника», «Продукты питания» и др.
Рассказывайте дочке или сыну, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов.
Обязательно называйте все свои действия (« нарезаю», «перемешиваю», «солю» и т.д. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.
Если ребёнок ещё мал, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия:
«готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребёнка.
Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребёнок мог активно использовать фразовую речь, распространённые предложения и пользоваться
связной речью. И помните только игровая форма, всегда позволит сделать серьёзное обучение радостным и главное успешным.
|