Творческий проект
"Мы - юные метеорологи"
подготовили воспитатели
Дмитриева Анна Игоревна
Макарова Елена Юрьевна
учитель-логопед
Гумерова Фарида Ринатовна
Тип проекта: творческий.
Сроки проведения: краткосрочный (23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы № 7, учитель - логопед.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Формат проекта: групповой.
Проблема. Что такое погода и от чего она зависит?
Актуальность. Вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание детей в духе берегите природу - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Именно дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, время, когда происходит формирование нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений.
Детям интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как, наконец – то падает первая дождинка. Ведь, все дети намного любопытнее взрослых, они тянутся к новым познаниям.
Этот проект познакомит детей с профессией - метеоролога, наблюдениями за природными явлениями. Научит экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Цель. Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи. 1. Познакомить с профессией метеоролога. Формировать представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).
2. Познакомить детей с приборами - помощниками: термометром, барометром, флюгером, дождемером, ветряным рукавом, солнечными часами.
3. Стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности. Развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
4. Воспитывать интерес, аккуратность в работе, испытывая радость от экспериментирования, открывая новое.
Ожидаемый результат. Дети узнают:
- О значении погоды в жизни человека;
- О метеорологии, как науки;
- О профессии метеоролога;
- О температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;
- О метеоприборах;
Дети смогут:
- Использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;
- Делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- элементарный бытовой труд
- познавательно-исследовательская
- изобразительная
- музыкальная
- двигательная
- восприятие художественной и научной литературы.
I этап – Подготовительный.
- сбор и изучение методической литературы по теме проекта;
- подобрать беседы, занятия, песни, загадки, стихи, пословицы и поговорки о погоде;
- подобрать дидактические, подвижные, словесные игры;
- продумать содержание наблюдений, опытов, конкурсов, развлечений.
II этап – основной.
№ п/п
|
Проектная деятельность
|
Ответственные
|
Сроки реализации
|
1.
|
Беседы «Что такое природа? «Живая неживая природа», «Прогноз погоды», «Откуда дует ветер?»
|
Воспитатели, учитель-логопед.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
2.
|
НОД 1. ФЦКМ «Что такое погода?».
2. ФЦКМ «Знакомство с профессией метеоролога».
|
Воспитатели, учитель-логопед.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
3.
|
Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием, побуждать детей к систематическим наблюдениям.
|
Воспитатели.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
4.
|
Работа на метеостанции:
- наблюдать за небом и облачностью;
- наблюдение за ветром, его силой с помощью ветромера;
- определить стороны света и направление ветра с помощью флюгера;
- измерить количество осадков с помощью дождемера;
- определить время по солнышку с помощью солнечных часов;
- определить температуру воздуха с помощью термометра;
- сделать предполагаемый прогноз погоды на следующий день с помощью барометра;
- работа с дневником наблюдений (дети заносят данные в дневник наблюдений за погодой);
- проведение экспериментов и практических работ.
|
Воспитатели.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
5.
|
Просмотр мультимедиа: «Смешарики»: «Народные приметы», «Метеостанция».
|
Воспитатели.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
6.
|
Чтение художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, В. Бианки «Синичкин календарь», «Народные приметы».
|
Воспитатели, дети, учитель-логопед.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
7.
|
Дидактические игры «Прогноз погоды», «Какая сегодня погода», «Ветреная и безветренная погода».
|
Воспитатели, учитель-логопед.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
8.
|
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Облака и ветер», «Не зевай - погоду называй», «Ходят капельки по кругу».
|
Воспитатели.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
9.
|
Творческая мастерская: художественное творчество «Нарисуй погоду», пластилиновый калейдоскоп «Солнышко», бумажные фантазии – изготовление игрушек для игры с ветром, пластилиновые фантазии «Дождь льёт…». Изготовление солнечных часов.
|
Воспитатели
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
10
|
Сочинение сказки «Путешествие капельки», «Зачем дует ветер?».
|
Воспитатели, учитель-логопед.
|
23.09.2019 г. - 27.09.2019 г.
|
11.
|
Консультация для родителей «Учим детей наблюдать за погодой и природой».
|
Воспитатели, учитель-логопед.
|
24.09.2019 г.
|
III этап – заключительный.
Вывод. Проект «Юные метеорологи» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. В процессе работы над данным проектом дети приобретали различные знания, углубили представления о погоде, её приметах, узнали, о профессии метеоролога. У детей появился интерес к изучению погоды.
У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует познанию природы, интереса к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, доброты.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой, практической деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира.
Итог. 1. Выставка рисунков «Погода глазами детей».
2. Создание книги «Народные приметы о погоде».
3. Развлечение «У природы нет плохой погоды».
Список литературы:
Богомолова Н.И. «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» 2009г.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 2010г.
Маневцева Л.Н., Саморукова П.Г. «Мир природы и ребенок» 2009г.
|