Консультация для педагогов
«Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи»
подготовила старший воспитатель
Борисова Наталья Ивановна
Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится маловыразительной, скучной и однообразной. Ухудшает речь и обилие заимствованных слов. Бедный словарный запас у многих взрослых, которые, в свою очередь, должны быть примером для подрастающего поколения.
Развитие речи, речевого общения является одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду. Оно включает в себя следующее:
– расширение, обогащение и активизация словаря детей;
– воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматически правильной разговорной речи;
-развитие связной речи.
Для решения этих задач можно с успехом использовать народные игры. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся положительная основа для формирования патриотических чувств.
По своему содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребёнку. В играх много юмора, шуток. Они часто сопровождаются считалками, потешками, жеребьёвками.
Считалки являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков.
Игры с зачином привлекают детей наличием параллельной рифмы, например:
Я куплю себе дуду,
Я по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем,
Ты води.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушонок хочет пить,
Выходи - тебе водить.
Помимо считалок при проведении фольклорных игр использовались жеребьёвки. Они применялись в тех случаях, когда надо было разделить игроков на две команды.
В некоторых народных играх, перед их началом, применялись забавные певалки, например:
Первенчики-бубенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки да ложки,
Медок, сахарок,
Молчок!
Певалки использовались и в самом содержании фольклорных игр.
Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (обруч) и говорит:
Мышка, мышка,
Продай свой уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!»
В певалках много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Произнося текст, дети усваивают способы образования слов, пополняют свой словарный запас. Некоторые слова требуют объяснения.
Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, при организации НОД использую следующее:
1.Неоднократное повторение слов;
2.Заучивание;
3. Проведение инсценировок, где присутствуют новые слова.
Всё это со временем позволит словам из пассивного словаря перейти в активный словарь. На фольклорном материале дети усваивают способы изменения существительных, образование форм именительного и родительного падежа, множественного числа, форм глагольного словоизменения.
Усвоить предложно-падежные формы помогают и игровые упражнения, например:
Игра «Подскажи словечко»
Тады-рады тынка,
Где же наша свинка?
Тады-рады толки,
Съели свинку…
Тады-рады тынкой,
Ты бы их …
Тады-рады тутки,
С волком плохи …
Тады-рады тышка,
Выходи…
Очень нравятся ребятам народные игры, в которых есть диалог. Дети входят в образ, имитируют повадки, подражают голосу того или иного животного.
Особо популярна игра «Тень-тень, потетень»
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Мoгy песни я петь!
Благодаря народным играм, дети знакомятся с особенностями жизни разных народов.
При организации НОД широко используются не только народные игры и игровые упражнения, но и малые фольклорные формы, которые таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.
Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребята легко заучивают и много раз произносят тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у них вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
|