Организационно-методическое сопровождение деятельности
МАДОУ "Детский сад №65"
г. Балаково Саратовской области
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный сайт МАДОУ детский сад №65
Категории раздела
Медицинский работник [1]
Учитель-логопед [11]
Педагог-психолог [10]
Инструктор по ФЗК [7]
Старший воспитатель [11]

Меню сайта

Фестиваль «Познание и творчество» titleРегиональная стажировочная площадка
Госуслуги онлайн
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Мы в Одноклассниках Мы в ВК Независимая оценка качества образования Психологическая служба ДОУ Проектно – исследовательская лаборатория Быстрее.Выше.Сильнее Неделя педагогического мастерства Консультационный центр Год педагога и наставника в России
Главная » Наша фотогалерея » Материалы специалистов » Старший воспитатель

«Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи»

Консультация для педагогов

«Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи»

подготовила старший воспитатель

Борисова Наталья Ивановна

Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится маловыразительной, скучной и  однообразной. Ухудшает речь и обилие заимствованных слов. Бедный словарный запас у многих взрослых, которые, в свою очередь, должны быть  примером для подрастающего поколения.

Развитие речи, речевого общения является одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду. Оно включает в себя следующее:

– расширение, обогащение и активизация словаря детей;

– воспитание звуковой культуры речи;

-формирование грамматически правильной разговорной речи;

-развитие связной речи.

Для решения этих задач можно с успехом использовать народные игры. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся положительная основа для формирования патриотических чувств.

По своему содержанию все народные игры лаконичны, выразительны  и доступны каждому ребёнку. В играх много юмора, шуток. Они часто сопровождаются считалками, потешками, жеребьёвками.

Считалки являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков.

 Игры с зачином привлекают детей наличием   параллельной рифмы, например:

Я куплю себе дуду,

Я по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем,

Ты води.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушонок хочет пить,

Выходи - тебе водить.

Помимо считалок при проведении фольклорных игр использовались жеребьёвки. Они применялись в тех случаях, когда надо было разделить игроков на две команды.

В некоторых народных играх, перед их началом, применялись забавные певалки, например:

Первенчики-бубенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки да ложки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Певалки использовались  и в самом содержании фольклорных игр.

Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (обруч) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай свой уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!»

В певалках много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Произнося текст, дети усваивают способы образования слов, пополняют свой словарный запас. Некоторые слова требуют объяснения.

Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, при организации НОД использую следующее:

1.Неоднократное повторение слов;

2.Заучивание;

3. Проведение инсценировок, где присутствуют новые слова.

Всё это со временем позволит словам из пассивного словаря перейти в активный словарь. На фольклорном материале дети усваивают способы изменения существительных, образование форм именительного и родительного падежа, множественного числа, форм глагольного словоизменения.

Усвоить предложно-падежные формы помогают и игровые упражнения, например:

Игра «Подскажи словечко»

Тады-рады тынка,

Где же наша свинка?

Тады-рады толки,

Съели свинку…

Тады-рады тынкой,

Ты бы их …

Тады-рады тутки,

С волком плохи …

Тады-рады тышка,

Выходи…

Очень нравятся ребятам народные игры, в которых есть диалог. Дети входят в образ, имитируют повадки, подражают голосу того или иного животного.

Особо популярна игра «Тень-тень, потетень»

Тень-тень, потетень, 
Выше города плетень. 
Сели звери под плетень, 
Похвалялися весь день. 
Похвалялася лиса: 
— Всему свету я краса! 
Похвалялся зайка: 
— Поди, догоняй-ка! 
Похвалялися ежи: 
— У нас шубы хороши! 
Похвалялся медведь: 
— Мoгy песни я петь! 

Благодаря народным играм, дети знакомятся с особенностями жизни разных народов.

При организации НОД широко используются не только народные игры и игровые упражнения, но и малые фольклорные формы, которые таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребята легко заучивают и много раз произносят тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у них вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

 

 

Категория: Старший воспитатель | Добавил: КураковаАА (14.01.2022) | Автор: Борисова Наталья Ивановна
Просмотров: 190 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш опрос
Готовы ли Вы рекомендовать наш детский сад родственникам и знакомым
Всего ответов: 150

Календарь

Счётчики

Официальный интернет-портал правовой информации Персональные данные.дети Единый урок Независимая оценка качества образования Государственная инспекция труда Саратовской области Аттестация педагогических работников  Антитеррористическая защищенность Флагманы образования
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz ZP