Консультация для родителей
«Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет»
подготовил учитель – логопед
Панасенко Елена Васильевна
Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Каждому родителю хочется, что бы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать.
Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями. И зачастую оказывается, что ребенок с трудом подбирает слова, использует в речи слова «паразиты». Очень важна роль словарного запаса и при овладении ребенком в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное – правильно подобрать проверочное слово.
Это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и смыслового родства с другими.
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10 – 15 минут родительского времени.
Предложите ребенку игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
ИГРА «ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ»
Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО Я ЗАГАДАЛ?»
Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт из него можно сделать сок».
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАГАДАЙ – МЫ ОТГАДАЕМ»
Составление детьми загадок – описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность, рисунки, иллюстрации, сами предметы.
Например, гуляя в лемму, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголки у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, профессии, посуды. Полезно знакомить с происхождением некоторых слов (Почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).
Необходимо учить детей разливать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Выполнение таких заданий требует достаточного объема словаря.
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Взрослый называет слово, а ребенок противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, война – мир и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДОЛЖИ ЦЕПОЧКУ
Взрослый называет одно – два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной и т.д.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значения (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).
Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, Вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные и теплые отношения.
|