Организационно-методическое сопровождение деятельности
МАДОУ "Детский сад №65"
г. Балаково Саратовской области
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный сайт МАДОУ детский сад №65
Категории раздела
Медицинский работник [1]
Учитель-логопед [11]
Педагог-психолог [10]
Инструктор по ФЗК [7]
Старший воспитатель [11]

Меню сайта

Фестиваль «Познание и творчество» titleРегиональная стажировочная площадка
Госуслуги онлайн
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Мы в Одноклассниках Мы в ВК Независимая оценка качества образования Психологическая служба ДОУ Проектно – исследовательская лаборатория Быстрее.Выше.Сильнее Неделя педагогического мастерства Консультационный центр Год педагога и наставника в России
Главная » Наша фотогалерея » Материалы специалистов » Учитель-логопед

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

подготовил учитель-логопед

Короткова Елена Васильевна

Одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи.

Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Нарушения речи оказывают влияние на дальнейшее обучение ребенка в школе: появляются проблемы с письмом и чтением. Так же, если своевременно не исправить речевой дефект – ребенок может стать неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Именно поэтому очень важно вовремя заботиться о формировании речи детей, следить за ее чистотой и правильностью.

Правильное звукопроизношение формируется у ребенка к 5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков должно быть закончено в дошкольном возрасте, так как этот возраст является более благоприятным. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука.

Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Так же необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, чётким произнесением слогов, умением пользоваться голосом, приучать детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Основой для звукопроизношения является артикуляционный аппарат.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закрепить выработанные навыки.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, а так же лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый, во время проведения артикуляционных упражнений, должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может использовать маленькое настольное зеркало.

5. Начинать гимнастику нужно для упражнений для губ (улыбка, дудочка, заборчик).

6. Упражнения для развития подвижности губ (покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами; улыбка – дудочка; вытянутые трубочкой губы двигать вверх и вниз, вправо и влево; хлопать губами друг о друга; рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижавшись к зубам).

7. Упражнения для слабых губ (сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту; удерживая губами карандаш, нарисовать круг или квадрат; удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть).

8. Упражнения для губ и щек (покусывание, похлопывание и растирание щек; надуть обе щеки, затем надувать поочередно каждую; втянуть щеки; рот закрыт, бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с шумом и силой).

9. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков [с], [з], [ц], [с’], [з’] («Заборчик», «Дудочка», «Окошко», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубы», «Кошечка», «Орешки», «Часики», «Загнать мяч в ворота»).

10. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч], («Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Орешки», «Вкусное варенье», «Качели», «Чистим зубки»).

11. Артикуляционная гимнастика для соноров [л], [л’] («Заборчик», «Дудочка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Орешки», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чистим зубки», «Мышка», «Лошадка», «Индюк»).

12. Артикуляционная гимнастика для соноров [р], [р’] («Заборчик», «Дудочка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Качели», «Орешки», «Чистим зубки», «Гармошка», «Барабан», «Индюк»).

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ХОЛОДНУЮ ВОЗДУШНУЮ СТРУЮ

Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком - «ЛОПАТКОЙ», лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук [Ф-Ф-Ф...].

1. «ПОДУЕМ НА СУЛТАНЧИКИ». По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2. «БЫСТРЫЙ МЯЧ». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

3. «ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает.

4. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК». Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

5. «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКИ». Растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони поставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ТЕПЛУЮ ВОЗДУШНУЮ СТРУЮ

Выработка направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме «ЧАШЕЧКИ» поднят вверх, боковые края «ЧАШЕЧКИ» прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «ФОКУС») или с верхними зубами (в упражнении «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ»), длительный, сильный выдох дает теплую, направленную воздушную струю.

1. «ФОКУС». На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.

2. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «ЧАШЕЧКИ» во рту у верхних зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном выдохе «греет ладошки» [Х-Х-Х...].

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся радом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Поэтому не забываем отрабатывать мелкую моторику рук.

Это простые упражнения: сжимать и разжимать кулачки, игры с массажным мячом (шишками), бусинами, пуговицами – прокатывание по ладони, по столу, перекладывание пальчиками из одной баночки в другую, настольная игра «Мозаика».

А так же используем множество пальчиковых гимнастик с текстом.

ЗАМОК

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Одновременно ведем работу, направленную на развитие фонематических процессов. И для примера ряд упражнений, игр.

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш»

М, Р, Ш, О, Ф, Ш, Х, Ш…

ма, ши, на, бу, сы, ши, пы…

шар, хор, сыр, шум, лук, шаг…

Игра с предметными картинками (мишка, неваляшка, машина, шарик, клюшка)

Вопросы к детям: Какой звук есть в названиях игрушек? Угадай на каком месте находится звук Ш (в начале, в середине, в конце слова).

Категория: Учитель-логопед | Добавил: КураковаАА (28.03.2022) | Автор: Короткова Елена Васильевна
Просмотров: 144 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш опрос
Готовы ли Вы рекомендовать наш детский сад родственникам и знакомым
Всего ответов: 150

Календарь

Счётчики

Официальный интернет-портал правовой информации Персональные данные.дети Единый урок Независимая оценка качества образования Государственная инспекция труда Саратовской области Аттестация педагогических работников  Антитеррористическая защищенность Флагманы образования
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz ZP